Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер

Для родителей очень важно поведение ребенка в обществе. Много шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочеты и ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро иссякает, но не во всем виноваты дети.

Очень важно, чтобы родители проработали вместе с чадами правила поведения за столом, тогда не будет повода к разногласиям в семье.

Чтобы не стыдиться в гостях, надо своего ребенка научить. как вести себя за столом

Некоторые родители уверенны, что ребенок должен априори знать правила поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и наказаниям. Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребенку, что нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот. Как и все нормы поведения в человеческом обществе ребенок должен учиться корректному поведению за обеденным столом.

По мере взросление ребенок совершает «выходы в свет» самостоятельно: детский праздник, день рождения, мероприятия в учебном заведении. В такой ситуации нет родительского контроля, это лучший индикатор, который проявит все умения и оплошности ребенка.

Когда начать обучение?

Средний возраст для усвоения манер поведения за столом – 2 года. В этом возрасте малыш, конечно, не освоит все тонкости этикета и владение столовыми приборами, но родители своим примером и пояснениями должны заложить основу культуры поведения за столом.


Обучение надо начинать с первого года ребенка

Базовые правила обучения этикету

  • Ребенок учится, подражая взрослым, это первая ступень на пути к этикету. Процесс освоения хороших манер длится примерно до пяти лет, за это время важно объяснить базовые принципы поведения.
  • Идеальный вариант познания правил этикета – игра. Через игровую форму ребенок легко запоминает и усваивает правила. Ребенок будет увлечен, если устроить обед для кукол и игрушек. В процессе необходимо сервировать стол, рассадить гостей, подать блюда, вести беседу за столом, убрать все приборы и проводить гостей. В такой непринужденной форме необходимо оговаривать все действия, при необходимости корректировать поведение.
  • Все дети любят смотреть мультфильмы, во время просмотра можно обсудить правила этикета, которых придерживаются или нарушают герои.

Базовые правила поведения за столом в картинках

Азы

  1. Перед трапезой следует воспользоваться салфеткой, которая расположена рядом с приборами. Если вы ее не обнаружили, можно тактично спросить у окружающих, где она находится. Если ребенку меньше пяти лет, то допускается заправить салфетку за воротник, так ребенок сбережет верхнюю часть одежды от загрязнений.
  2. За столом ребенок должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула, стопы параллельно полу.
  3. Емкости большого диаметра допускается брать обеими руками, это поможет предотвратить опрокидывание.
  4. Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует отвернуть лицо к плечу, прикрыть рот салфеткой или рукой.
  5. Во время еды и питья следует соблюдать тишину, глотание и пережевывание не должны быть очень громкими.
  6. Если ребенку необходимо посетить ванную комнату, то он должен извиниться и аккуратно выйти из-за стола, если ребенок находится у себя дома, то излишние комментарии ни к чему.
  7. Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко от малыша, то не нужно тянуться, необходимо попросить рядом сидящих людей о помощи. После передачи блюда необходимо поблагодарить человека за услугу.
  8. Если кувшин с напитком находится рядом, но он слишком тяжелый, то следует наливать его обеими руками, если даже в таком варианте задача не под силу, то следует обратиться к помощи взрослого человека.

Уроки этикета в детском саду

Чего делать нельзя?

  • Чавканье и беседа с набитым ртом.
  • Сплетни, перебивание и грубый тон разговора.
  • Начинать употребление пищи, пока не обслужены все гости.
  • Облизывание ножа и других острых столовых приборов.
  • Ставить локти на обеденный стол.
  • Раскачивание на стуле.
  • Поглощение последнего кусочка пищи без предложения другим.
  • Откусывание слишком больших кусков пищи.

Как вытирать рот — веселая картинка

Недопустимо играть с едой, необходимо объяснить ребенку, что нельзя крошить хлеб, размазывать кашу. Отношение к еде должно быть уважительным. Баловство за столом непозволительно для ребенка 2-3 лет, не говоря о детях старшего возраста.

Полезные привычки

Мытье рук перед употреблением пищи. Необходимо на личном примере показывать ребенку важность гигиенических процедур перед едой. Для начала можно проводить совместное мытье рук, со временем это станет полезной привычкой. Врачи рекомендуют мылить руки в течение нескольких минут, можно разучить веселую считалку и вместе с ребенком ее пропеть в течение мытья.

Прием пищи должен проходить в обеденной зоне, с юных лет важно приучать ребенка к этому правилу.


Обедать надо за обеденным столом, можно вести беседу

В дальнейшее будет проще наводить порядок во всей квартире, выработается культура принятия пищи. Не рекомендуется употреблять еду за просмотром телевизора, за компьютером, чтение газеты, это отвлекает от процесса и минимизирует общение с членами семьи.

Как только малыш научиться сидеть нужно приобрести стульчик для кормления, столешница которого будет находиться вровень с обеденным столом, тогда ребенок будет быстрее обучаться правилам поведения за столом.


Приборы для малыша можно давать уже с 1-го года

Во время еды используйте полотняную салфетку, которая защитит от загрязнений одежду малыша, тогда такой предмет не введет в ступор уже подросшего ребенка. Такое правило поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребенка, ведь не всегда дети аккуратны во время употребления пищи.

Во время обучения ребенка правилам поведения за столом будьте терпеливы и последовательны.


Не давайте ребенку играть с едой

Только эти качества помогут добиться стойкого результата и сохранят дружеские отношения в семье. От родителей требуется последовательность, правила должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней.

Приучайте малыша благодарить за обед хозяйку дома, если вы дома, то это мама. Организаторы обеда всегда стараются, благодарность гостей – это признак воспитанности и уважения.


Объясните ребенку: нельзя отворачиваться от еды

Если малыш нарушил этикет поведения за столом для детей, то не следует в грубой форме делать замечания во время обеда, лучше всего провести работу над ошибками уже дома. Не следует упрекать ребенка, унижать личность. Все недочеты и ошибки следует относить к конкретной ситуации, а не к ребенку.

Другие важные моменты

  • Важна посадка ребенка, спина должна быть ровной, можно слегка опереться на спинку стула, нельзя раскачиваться на стуле.
  • Во время обеда нужно удобно расположиться, не рекомендуется расставлять локти, тем более толкать рядом сидящих людей.
  • Обед это не только принятие еды, но и беседы. В диалог моно вступать только после полного пережевывания пищи. Собеседник будет лучше слышать вас, поведение будет тактичным.

Научите ребенка, как правильно держать приборы
  • Для удобства нужно использовать приборы, при помощи ножа и вилки можно разделать пищу, поглощать ее небольшими кусочками. В процессе еды не стоит торопиться, нужно спокойно и размеренно пережевать еду.
  • За столом может случиться всякое, если хочется чихнуть или покашлять, необходимо отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой. Если ситуация не исправилась, можно извиниться и покинуть застолье, посетить ванную комнату.
  • Во время обеда поведение должно быть сдержанным, не стоит приковывать общего внимания, активно жестикулировать, громко разговаривать. Активные дети часто хотят быть в центре внимания, но следует соблюдать правила, вести себя в рамках приличия.
  • Если ребенку приглянулось блюдо, которое находится слишком далеко от него, то следует попросить окружение передать блюдо. Нельзя тянуться через весь стол, расталкивая окружающих, такое поведение недопустимо.
  • Когда передали блюдо, то нельзя копаться в нем в поисках лучшего куска, это выглядит очень не эстетично. Перед возвращением блюда на место следует предложить порцию своим соседям.

Обучение этикету в игре

Научите ребенка! Дети могут присаживаться за стол после взрослых, считается неприличным покидать стол, если трапеза не окончена всеми участниками. Если вашему ребенку неинтересно за столом, начались взрослые разговоры, то в полнее допустимо покинуть его, предварительно спросив разрешения. Такое поведение считается уместным.

Для детей, которые освоили базовые правила этикета можно переходить к изучению столовых приборов, тонкостей их использования. Очень интересно использовать новые столовые приборы в повседневной жизни, тогда для ребенка не будет сюрпризов, он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Интересно! Если в вашем окружении есть иностранцы, вы ходите к ним с детьми в гости, то неплохо было бы познакомиться с культурой потребления еды в других странах. Это расширит кругозор ребенка, будет прививать уважение к другой культуре. Для детей бывает очень интересным изучение пищевых традиций народов Мира.

Для чего?

Не всегда освоение правил поведения в обществе будет даваться вам с ребенком легко, но вы всегда должны помнить, что они – важная часть приспособления. В человеческой культуре многие важные решения принимаются именно за приемом пищи, положительное впечатление от совместного обеда может обеспечить рабочее место, дружеские отношения, благосклонность партнера. Поэтому так важен этикет за столом для детей уже с самого раннего возраста. Бесплатные бонусы, которые родители заложили в своем чаде, будут служить ему всю жизнь. Поведение человека за столом многое говорит о статусе и образовании человека.

Приучать детей быть вежливыми необходимо с самого раннего возраста. От этого зависит то, насколько хорошо ребенок впишется в современное общество, насколько быстро освоит которая ему потребуется в будущем. Правила этикета для детей проработаны многими психологами, однако преподносить их приходится именно родителям.

Что такое этикет?

Данное понятие представляет собой определенную между людьми, благодаря чему между ними завязывают отношения (дружеские, романтические, семейные и прочие). Этикет для детей школьного возраста в некоторых учебных заведения преподают с младших классах, а некоторых вообще не имеют и малейшего представления о таком важном предмете. Именно для того, чтобы мальчики и девочки в будущем могли нормально существовать в обществе, родители должны научить их этой технике общения.

Не изжил ли он себя?

Глядя на манеру общения современных подростков, многие ученые-психологи задаются вопросом о том, а не изжил ли себя этикет в принципе. Однако тут же одергивают себя, говоя о том, что без него построить нормальные отношения невозможно, поскольку произойдет откат (деградация) до чуть ли не первобытных времен. Правила этикета для детей можно условно разделить на несколько групп:

  • столовый (как вести себя за столом);
  • гостевой (как вести себя в гостях и с гостями);
  • речевой (как разговаривать с ровесниками, со взрослыми, незнакомыми людьми);
  • в общественных местах (как себя вести в общественном транспорте, парке, магазине, театре, цирке, кинотеатре и прочих).

Все это родители должны прививать с раннего возраста, пока мозгом наиболее быстро усваивается информация и манеры поведения. Примечательно, что этикет для детей включает все вышеописанные пункты, просто с учетом возрастных особенностей.

2-3 года

В этот период малыши еще только начинают свое активное общение посредством речи с окружающим миром. И именно в это время необходимо начинать объяснять им простейшие правила этикета для детей. Прежде всего столового. Что он собой представляет? Свод небольших, но довольно значимых правил, которые должны быть известны детям.

Столовый этикет

Прежде всего, малыши не должны выплевывать еду, размазывать ее по столу, выбрасывать из тарелки. Это самое основное правило. для детей 2-3 лет не слишком обширный. Достаточно того, что малыши будут вести себя тихо и спокойно за столом, не будут разговаривать во время еды.

Культура речи

Детям такого возраста тяжело даются сложные слова, однако это не повод отказываться от них. Малышам с раннего возраста нужно говорить "волшебные" слова, которые в будущем им пригодятся. А именно:

  • спасибо;
  • пожалуйста;
  • здравствуйте (привет);
  • до свидания (пока);
  • приятного аппетита;
  • спокойной ночи;
  • доброе утро.

В этом же возрасте стоит приучить ребенка по пустякам, не жаловаться на других. От этого зависит то, насколько подготовленным он окажется к большему по размеру коллективу (к школе). Уроки этикета для детей 2-3 лет можно проводить в игровой форме, чтобы малышам было интереснее и проще воспринимать новую информацию. Например, обыграть любимыми игрушками ту или иную ситуацию (зайчик сказал мишке "спасибо" за конфетку).

4-5 лет

В этом возрасте дети становятся уже более восприимчивыми к новым знаниям, а также больше открыты для речевого общения, ведь их словарных запас уже довольно обширен. А потребность в разговорах и коммуникациях существенно возрастает. Именно в 4-5 лет можно начинать изучать "этикет в гостях" для детей.

Гостевые правила общения

Во-первых, отправляясь к знакомому или другу, нужно взять из дома хорошее настроение. Поскольку дети такого возраста редко ходят в гости самостоятельно, родители должны проследить за тем, насколько их ребенку хочется куда-то идти в принципе. Если дошкольник будет расстроен или удручен, то ничего хорошего в общении у него может и не выйти.

Во-вторых, нельзя чего-то требовать от хозяина дома. Родители должны объяснить ребенку, что в гостях ничего трогать без разрешения не разрешается. А тем более требовать! Вот тут могут прийти на помощь "волшебные" слова, которыми малыш может попросить то, чего ему хочется, у хозяина дома. Этикет для детей дошкольного возраста подразумевает, что ребенок сможет наладить контакт мирным путем.

В-третьих, нельзя сидеть допоздна. Даже если очень хочется, даже если не все игры были переиграны, а дела переделаны. Стоит сразу (еще до похода в гости) объяснить ребенку, что хозяину нужно вовремя покушать, помыться и лечь спать, независимо от вашего посещения, а значит, уйти домой нужно тогда, когда решат родители.

Если же к вашему малышу пришел друг, то ваш хозяин должен знать о том, как себя нужно вести:

  1. Делиться своими игрушками и вещами.
  2. Не обижать и не задирать гостя.
  3. Угощадь сладостями и лакомствами.
  4. Развлекать гостя, чтобы ему не было скучно и тоскливо.

Правила этикета для детей не такие уж и сложные, однако если пропустить хотя бы одно из них, есть риск получить эгоиста и бирюка вместо ласкового и приветливого малыша.

Школьники младших классов

После того как детский сад уже остался позади, ребенок испытывает некоторый стресс, попав в младшую школу. Однако правила этикета остаются неизменными для него. Более того, они только прибавляются. Так, например, в этом возрасте становится актуален расширенный столовый, речевой и общественный этикет.

Как быть за столом?

В нагрузку к тому, что уже было известно ребенку, прибавляется несколько новых правил:

  • не класть локти на стол;
  • начинать прием пищи вместе с остальными, а не раньше и не позже их;
  • заканчивать трапезу словами благодарности, даже если не было вкусно;
  • хвалить предложенную еду;
  • вставать из-за стола вместе с остальными или по разрешению взрослых.

Конечно, многие из вышеописанных пунктов не выполняются даже самими родителями. В этом случае нужно начинать с себя, а потом уже учить детей. Кроме того, важно не приучать малышей есть в комнате или перед телевизором, поскольку для этого есть специально отведенное место (кухонный стол).

Что делать в

Этикет для детей школьного возраста предписывает следующие правила поведения:

  1. Уступать места старшим в транспорте.
  2. Пропускать женщин вперед (актуально мальчикам).
  3. Открывать двери дамам (актуально мальчикам).
  4. Пропускать выходящих из двери людей, затем только заходить самому.
  5. Не тыкать ни в кого пальцем.
  6. Не ковырять в носу, не отрыгивать, не пукать, не зевать у всех навиду (можно в платок или кулак).
  7. При чихании или кашле прикрывать ладонью или платком рот.
  8. Не мусорить на улице и в общественных местах.

Это минимальные знания, которые должны быть разъяснены малышу родителями. От того, насколько он будет соблюдать эти правила, зависит то, насколько культурным он вырастет, насколько хорошо приживется в современном обществе. Правила этикета для детей помогают стать несколько добрее и открытее к внешнему миру. Учеными отмечено, что проще устроиться на работу, завести семью, добиться успехов, нежели асоциальным и некультурным.

Уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.

На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.

В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом:

Никогда не спеши первым занять место за столом.

Помоги девочке сесть за стол, отодвинув для неё стул.

Сев за стол, не отказывайся от еды. Хозяйку может обидеть такое пренебрежение к её стараниям. Если ты не голоден, попробуй всего понемногу.

Не следует ударяться в другую крайность — поглощать всё без разбора, не обращая внимания на соседей.

Если блюдо с угощением, которое ты хочешь попробовать, стоит далеко от тебя, не тянись за ним, а вежливо попроси, чтобы тебе его передали.

Кушанья на тарелку клади небольшими порциями, не смешивая всё в бесформенную массу.

Матерчатую салфетку не засовывай за воротник и не повязывай вокруг шеи. Разверни её и положи на колени перед тем, как подадут кушанье. Этой салфеткой не выти-рай ни рот, ни столовые приборы. Рот и руки следует вытирать бумажными салфетками. После еды бумажную салфетку положи в тарелку, а матерчатую — рядом с салфеткой.

Во время еды старайся быть аккуратным. Ешь не торопясь, не разговаривай с полным ртом. Если тебя о чём-то спросили, то, прежде чем ответить, сначала прожуй и проглоти пищу.

Учись правильно пользоваться столовыми приборами. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. Не ешь с ножа: это не только некрасиво, но и опасно — можно порезать рот. Нож держи в правой руке, а вилку — в левой. Не перекладывай их из одной руки в другую, пока не съешь всё угощение.

Если ты уронил нож, вилку или ложку, не поднимай их. В такой ситуации нужно попросить другой прибор и не стараться объяснить свою неловкость, привлекая к себе внимание.

За столом не делай замечаний соседям. Обнаружив в своей тарелке случайно попавший в неё несъедобный предмет, избавься от него незаметно.

Мясо нарезай в тарелке маленькими кусочками. Съешь один кусочек — отрежь следующий. Всю порцию нарезать не следует: мясо быстро остынет, а тарелка будет выглядеть неряшливо.

Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.

Из общего блюда бери ближний к тебе кусок, ни в коем случае не выбирая себе кусочек, который кажется тебе лучшим.

Птицу — утку, гуся, курицу, индейку — бери с общей тарелки вилкой и отрезай небольшими кусочками.

Рыбные косточки вынимаются вилкою или руками.

Гарнир — картофель, макароны, овощи — набирай на вилку, помогая при этом ножом.

Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.

Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.

Косточки от ягод в компоте не выплёвывай на блюдце, а вынь изо рта ложечкой и положи на блюдце.

После еды грязные нож, вилку, ложку клади только в свою тарелку.

За столом сиди прямо, не наваливайся на него грудью и не ставь локти на стол.

Если тебе нужно выйти из-за стола, попроси разрешения у хозяйки.

Не оставляй чайную ложку в чашке с чаем или кофе. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

Соблюдай правила поведения за столом даже тогда, когда ты ешь один. Это поможет всем твоим навыкам превратиться в постоянные и полезные для тебя привычки.

Все родители хотят вырастить не только здоровых, но и воспитанных детей, которые смогут вести себя достойно и прилично в любой ситуации, в любом обществе. Хорошо воспитанный ребенок умеет соблюдать этикет за столом, а научить его этим правилам должны родители.

Под правилами этикета понимают нормы поведения в обществе, основанные на уважении к окружающим. Обучать детей, как вести себя за столом, необходимо не только для того, чтобы родителям не краснеть перед гостями или родственниками. Знание правил поведения во время трапезы может помочь ребенку, когда он вырастет.

В некоторых случаях во время совместного обеда могут зарождаться дружеские отношения, заключаться контракты и т. д. Поведение за столом характеризует социальный статус человека, его уровень образования и культуры. Полученные в детстве навыки пригодятся на всю жизнь.

Некоторые родители считают, что окрики, постоянные замечания, а иногда и наказания за шалости за столом – это и есть воспитание. Но такие методы малоэффективны, они не способствуют выработке хороших манер. И в той ситуации, когда ребенок остается без родительского контроля («Сядь прямо!», «Не чавкай!», «Скажи спасибо»), он не может проявить себя в лучшем свете.

Заботливые родители, понимая свою ответственность за воспитание ребенка, хотели бы знать, с какого возраста следует начинать обучение малыша правилам поведения, как легче научить ребенка пользоваться столовым прибором, и не опасно ли его давать маленькому непоседе.

Основные правила поведения за столом

Для ребенка должно стать правилом мытье рук с мылом перед едой

Все правила, регламентирующие нормы поведения детей за столом, можно разделить на две категории: как следует и как нельзя вести себя во время приема пищи.

Что можно и нужно делать

  1. Перед тем как сесть за стол, следует . Это необходимо делать даже годовалому ребенку. Конечно же, вначале моет руки младенцу мама, но уже с 2-3 лет малыш успешно может это делать самостоятельно. На первых порах маме придется напоминать о необходимости помыть руки, но потом выработается эта полезная для здоровья привычка.
  2. Принимать пищу за обеденным столом. Даже малышей нужно кормить в столовой или на кухне. Рекомендуется купить специальный стульчик, который позволит ребенку участвовать в семейной трапезе за общим столом.
  3. Обязательным правилом должно стать пожелание приятного аппетита перед началом приема пищи.
  4. Быть аккуратным во время еды, не испачкать ни себя, ни соседей. Маленькому ребенку, пока у него не выработается точная координация движений, следует использовать специальный фартучек (слюнявчик) или заправлять за ворот тканевую салфетку. В более старшем возрасте нужно приучить ребенка пользоваться бумажными салфетками. Перед тем как взять стакан с напитком, он должен аккуратно вытереть губы, чтобы не оставлять на стакане жирные следы (это может быть неприятно для соседей по столу).
  5. Есть и пить следует не спеша, жевать пищу не чавкая, с закрытым ртом. Если вдруг захотелось чихнуть или кашлянуть, то нужно отвернуться от стола, прикрыть нос или рот салфеткой и после извиниться.
  6. Сидеть за столом следует прямо, опираясь на спинку стула.
  7. Только прожевав и проглотив пищу, можно что-либо сказать за столом.
  8. Если желаемое блюдо или напиток стоит далеко, то не стоит тянуться за ним через весь стол. Нужно попросить передать его со словом «пожалуйста» и не забыть поблагодарить.
  9. Если кувшин с напитком или соком тяжелый, следует попросить о помощи взрослых и сказать «спасибо» за услугу.
  10. После окончания приема пищи обязательно поблагодарить маму или хозяйку дома, даже если блюдо не очень понравилось.

Что должно быть под запретом

Для воспитанного ребенка с хорошими манерами есть действия со словом «нельзя»:

  1. Недопустимо раскачиваться на стуле во время приёма пищи.
  2. Нельзя класть на стол локти.
  3. Нельзя начинать есть до тех пор, пока все гости не будут обслужены.
  4. Во время трапезы нельзя громко разговаривать, жестикулировать, размахивая руками, перебивать других. Недопустим грубый тон за столом, резкие высказывания.
  5. Нельзя играть едой, бросаться ею, размазывать ее по тарелке, крошить хлеб.
  6. Не следует набивать едой полный рот, откусывать очень большие куски.
  7. Нельзя пользоваться чужим столовым прибором, брать пищу с чужой тарелки.
  8. Нельзя читать во время еды, принимать пищу, сидя за компьютером, перед телевизором.
  9. Недопустимо вытирать рот рукавом, рукой, скатертью.
  10. Неприлично вставать из-за стола, если не закончили трапезу все ее участники. Но можно уйти, предварительно спросив разрешения. При необходимости посещения туалета или ванной комнаты следует извиниться и выйти (в гостях или дома в присутствии посторонних людей) без объяснений своего поведения.
  11. Нельзя облизывать пальцы, столовые приборы.

Когда начинать обучать ребенка?

Желательно начать обучение уже с первого года жизни. Просто уровень правил этикета должен быть разным. Начав вводить , нужно перед кормлением мыть младенцу ручки. Уже с года давать малышу ложку в руки. Конечно же, кормить при этом его придется маме другой ложкой.

Но ребенок, копируя действия мамы, тоже будет пытаться кушать самостоятельно с помощью ложки, а не руками. Пусть у него не все получится, пусть личико будет измазано, но это будут первые шаги по обучению пользованию столовыми приборами.

С 2 до 5 лет длится процесс освоения базовых правил поведения за столом и хороших манер. Разъяснения родителей заложат основу культуры поведения ребенка. Даже в 2-3 года ребенок не должен баловаться за столом.

Как обучать ребенка этикету?


Обучать ребенка этикету за столом взрослые должны прежде всего на личном примере

Познавая мир, малыш впитывает новую информацию как губка. Следует использовать и объяснения, и визуализацию необходимых навыков, и личный пример, и игры.

Принципами обучения должны стать:

  1. Постоянство: повторяя изо дня в день, к примеру, мытье рук перед приемом пищи, можно добиться выработки полезной привычки. Важно, чтобы требования были одинаковыми для всех членов семьи. То, что нельзя делать сегодня, должно быть под запретом и завтра, и послезавтра.
  1. Визуализация изучаемых правил и игры. Стихи и картинки помогут быстрее запомнить нужное правило. Например, мытье рук с мылом занимает определенное время. Если эту процедуру сопровождать специально подобранным стишком или считалкой, то проблема будет легко решена. Есть целый ряд мультфильмов, способных помочь обучить малыша правилам поведения за столом. После просмотра важно обсудить с ребенком поведение героев мультика, закрепить нужные правила.

Полезно периодически устраивать вместе с ребенком обед для игрушек и кукол. Конечно же, для этого следует использовать игрушечные мебель, посуду, столовые приборы. Увлечение игрой позволяет повторить и сервировку стола, и тонкости использования столовых приборов, и правила культурного поглощения пищи. В игре это легко запоминается, ребенок привыкнет также убирать со стола, научится встречать и провожать гостей. По ходу игры у родителей есть возможность корректировать поведение ребенка и участников кукольного обеда.

  1. Последовательность обучения: освоение правил должно соответствовать возрасту. Если дитя в год важно приучить мыть руки перед едой, в 2 года – умело пользоваться ложкой, то с 3 лет уже можно обучать использованию вилки и ножа, хорошим манерам поведения. Причем столовые приборы важно использовать повседневно, а не только в праздники. Тогда ребенок будет чувствовать уверенность при пользовании ими. Маленьким детям можно давать специальные силиконовые или пластиковые вилки и ножи, которыми малыш не сможет пораниться.
  1. Личный пример: поведение родителей и других взрослых членов семьи имеет огромное значение. Пытаясь во всем подражать взрослым, малыш легко запомнит многие детали их поведения, ведь дети очень наблюдательны. Как бы ни хотелось привить элементы вежливости ребенку, если в семье не принято желать приятного аппетита и благодарить за обед, вставая из-за стола, то и ребенок этого делать не будет. Ваши объяснения так и останутся словами. И если папа кушает во время просмотра футбола по телевизору, то сложно будет ответить на вопрос, почему это нельзя делать другим.
  1. Доброжелательность при обучении обязательна. Нельзя допускать грубых окриков, унижающих маленького человечка замечаний. В качестве проверочных занятий можно использовать праздничный обед в гостях или в кафе. Даже если ребенок допускал какие-либо ошибки, то обсуждать их следует потом, дома, в спокойной обстановке.
  1. Родители должны запастись терпением. Немаловажно помнить и о безопасности, чтобы не допустить травмирования ребенка. Нельзя надеяться, что все получится вдруг и сразу. Но в результате постоянных занятий ребенок в 5 лет уже должен освоить основные правила этикета и хорошие манеры поведения в обществе. Он должен знать, что нож нужно держать в правой руке, а вилку – в левой, уметь пользоваться ими. Не следует поощрять рассказы о чем-либо во время еды, объяснив ребенку опасность поперхивания пищей. Все, что он хочет, можно рассказать после еды, его нужно внимательно выслушать. Важно научить детей не привлекать за столом всеобщее внимание. Особенно это касается слишком активных ребят, привыкших быть «центром вселенной».

Резюме для родителей

Заложенные в детстве правила хорошего тона помогут воспитать из ребенка человека, с которым будет приятно общаться людям. Чтобы обучить любимое чадо правилам этикета, придется потрудиться.