Полезные советы. Вязание в технике ирландского кружева

Но я категорически против полного копирования статей. Если вам уж так хочется наполнять свои блоги материалами, вооружитесь крючком, пряжей и фотоаппаратом, сами создавайте мастер классы. Иначе то что вы делаете - это просто наглое воровство. Не удивительно что остальные мастера перестали публиковать свои уроки, мало кому приятно бороться с плагиатом.

В наше время есть огромный выбор пряжи для ирландского кружева, хочешь покупай турецкую, хочешь итальянскую пряжу, да и цветовая палитра от каждого производителя радует глаз. Но в начале века такого пряжного великолепия не было. Вязальщицы использовали льняную пряжу в качестве бурдона и тонкую нить для обвязки мотивов и создания сетки. В основном это была пряжа от DMC. Сейчас этот производитель более известен вышивальщицам, со своим качественным мулине, но помимо этого DMC продолжает выпускать пряжу для вязания кружева, начиная от размера 3 и 5 и заканчивая 100. Начинающим вязальщицам трудно ориентироваться в таком выборе, однако нет ничего сложного - чем выше номер, тем тоньше нить. Так номер 10 по своей толщине соответствует турецкой пряже Виолет или Макси, а 20 - Канарис. Номер 8 используется у многих производителей и обычно называется Perle. А номер 3 и 5 прекрасно подойдут для бурдона. Итак рассмотрим, что предлагает нам DMC, что подойдет для такого изысканного кружева как ирландское.

Пряжа Merserize от турецкого производителя Altyn Bashak. 100% тончайший хлопок, Вес бобины 100 грамм, производится в четырех размерах - 40, 50(1000 м), 60(1130 м), 70(1330 м). Рекомендованный крючок 0,45-0,65 мм. Подходит для вязания тончайшей сетки для ирландского кружева. Сетка получается похожая на паутинку

Классическое ирландское кружево вяжется на бурдоне. Вернее сказать уплотняющем шнуре, именно так переводится оригинальный термин padding cord. Слово "бурдон" пришло к нам из французских журналов об ирландском кружеве. Итак, что же представляет собой уплотняющий шнур? Это нить в несколько сложений, которая обвязывается крючком. В славянском течении ирландского кружева вместо него используют воздушную цепочку, но она не дает такого объема. Для получения красивого рельефа толщина бурдона должна быть в 6-8 и более раз толще чем основная нить, которая используется для обвязки. Производители пряжи сейчас предоставляют большой спектр пряжи из мерсеризованного хлопка, разной по толщине.

Нерегулярная сетка обычно применяется при вязании крючком для соединения мотивов ирландского кружева, чтобы из отдельных элементов получились цельные детали кроя. В основе такой работы лежит произвольное расположение цепочек из воздушных петель, которые соединяются между собой столбиками.

Работу начинаем с изготовления выкройки изделия в натуральную величину. Затем по контуру выкройки вывязывается плотный плоский край, который закрепляется на выкройке. После этого все внутреннее полотно заполняется элементами кружев, которые соединяются между собой бридами.


Раз уж речь зашла о бридах предлагаю посмотреть замечательный ролик Юлии Мазан. Это очень кропотливая, даже ювелирная работа, требующая усидчивости, внимания, и определенных навыков.

Самый главный инструмент для вязания ирландского кружева – это крючок. Крючков надо иметь несколько, так как при вязании кружева используются нити разной толщины.

Лучше всего купить крючки от 0,5мм до 1,2 мм. Это надо для того, чтобы вы всегда могли подобрать наиболее подходящий крючок.

Так же нам понадобятся портновские булавки. Они должны иметь сверху пластиковые шарики. Этими булавками мы будем прикалывать наши элементы для последующей сборки изделия. Лучше купить сразу несколько коробочек этих булавок, потому что они гнутся, или иногда у них отлетают шляпки. Такие булавки лучше сразу выбрасывать. А булавок нам потребуется много, поэтому лучше, чтобы под рукой всегда было необходимое количество булавок.

Следующий обязательный инструмент - игла для сшивания трикотажных полотен – она должна быть с тупым концом, так будет удобнее. А ещё иглой можно соединять элементы кружева.

Ещё нам понадобятся маникюрные ножницы, желательно чтоб они были острые.

Не стоит экономить на этих мелочах, ведь от этих мелочей будет зависеть удобство нашей работы и последующий успех.

После того, как мы подготовили все необходимые материалы можно приступать к следующему этапу – пробовать начинать вязать свои первые мотивы.

Считается что обычно ирландское кружево выполняется из белых ниток. Для некоторых изделий используют льняные нитки. Раньше в изготовлении ирландского кружева лён практически не использовался, так как не было в наличии ниток хорошего качества. Некоторое время ирландские кружева плели шёлковой нитью кремового цвета, но использование шёлка всегда было ограничено. Теперь же в продаже имеется огромное количество ниток самых разнообразных цветов и оттенков, а так же и разного качества. Так что выбор остается за нами.

При вязании ирландского кружева требуются нитки трёх разных видов толщины:

1.Толстая нить нужна для основания узора.

2. Нить средней толщины для вязания самого узора.

3. Тонкая нить для вязания нерегулярной сетки.

Начинать вязание ирландского кружева нужно с отдельных мотивов, из которых будет состоять сам узор. Обычно мотивы вяжутся из толстой нити, которые потом обвязываются нитью средней толщины. Когда мотивы связаны их нужно закрепить на бумажном шаблоне (выкройке).

Для выкройки можно использовать несколько листов формата А1, я использую старые обои. Потом готовую выкройку нужно перенести на материал, можно например использовать одноразовые скатерти, которые продаются в любом отделе хоз.товаров, и цена у них вполне подходящая. Уже на материале сделать все нужные и необходимые поправки: линию выреза, пройм, длину изделия.

Когда выкройка нанесена на материал, то мы можем сметать детали и сделать примерку, чтобы увидеть, как сидит наше изделие.

На заготовленном шаблоне уже должны быть нарисованы орнаменты будущего ирландского кружева.

Вот мотивы уже связаны, закреплены булавками на шаблоне, и теперь приступаем к их соединению между собой тонким ажурным фоном, нерегулярной сеткой, так получается ирландское кружево.

Маленький секрет: при соединении мотивов, они должны быть расположены на шаблоне лицевой стороной вниз. Всю работу проводим по изнаночной стороне.

В основе вязания нерегулярной сетки лежит произвольное расположение цепочек из воздушных петель, которые соединяются между собой столбиками.

Сетку можно выполнить, меняя количество звеньев в его составляющих. Тогда получатся по-настоящему неповторимые, изящные модели.

Особенность полотна в том, что вязать его можно в любом направлении. Если вы научились вязать нерегулярную сетку, то можно приступать к работе над ирландским кружевом.

Для начала нужно отпарить все готовые элементы, затем разложить их на выкройке изнаночной стороной верх и все элементы зафиксировать булавками.

У меня для этой цели есть большой кусок пенопласта 1500*1100*5 см на который сверху одет полиэтиленовый пакет, так как пенопласт крошится. Главное чтобы нам было удобно работать.

Теперь наша задача – заполнить свободное пространство между кружевными мотивами нерегулярной сеткой.

1.Крючок вводим в полотно одной из деталей кружева, после чего вытаскиваем рабочую нитку и делаем первую петлю. Чтобы нить была хорошо зафиксирована на изделии, нужно пропустить ее короткий конец через нитяную дужку и затяните узел. Когда работа закончена все оставшиеся «хвосты» мы протягиваем сквозь полотно.

2.Набираем 4-6 воздушных петель. Для того, чтобы выяснить необходимую величину цепочки и место присоединения одного элемента сетки с соседней деталью кружева, нужно несколько раз протянуть нитку в разные стороны. Так мы сможем определить ближайшую петлю, за которую будет держаться воздушная цепь.

Когда воздушные петли достигнут этого места, вводим крючок в нитяную дужку и делаем столбик с двумя накидами. Потом следует новая цепочка, направленная к ближайшему кружевному мотиву, и вновь столбик с двумя, тремя или несколькими накидами.

3.Вяжем сетку в нужных направлениях, выполняя поочередно цепочки и столбики с двумя, тремя и четырьмя накидами. Сетка потому и называется нерегулярной, что не имеется универсальных рецептов – количество воздушных и накинутых петель будет зависеть от расстояния между мотивами кружева и от нашего желания.


Плетение ирландского кружева ценилось во всем мире всегда. Эта техника имеет множество поклонников. Конечно, даже глядя на изысканное произведение мастериц, выполненное в стиле ирландского вязания, можно сказать, что эта старинная техника по силам далеко не каждой опытной вязальщице. Многие признают, что полотна, выполненные в ирландском стиле, являются истинными произведениями искусства.

Причудливые ирландские мотивы, притягивающие взгляд, даже на небольших по размеру работах завораживают. Это могут быть фактурные и гладкие, однотонные и многоцветные произведения.

Вконтакте

Кружево в деталях

Основными элементами ирландской техники плетения являются:

  1. Листик обычный или круглый,
  2. лист с выделенными прожилками или ажурным центром;
  3. вывязанный плотно трилистник;
  4. объемный цветок розы с выделением лепестков;
  5. виноградная гроздь.

Работа по технике ирландского вязания непроста и требует скрупулезности. Вы будете последовательно выполнять все, что заложено в схеме. Например, изучать технику вязания и ирландское кружево видео уроки по которым можно найти в сети.

Вначале вывязываются отдельные фрагменты узоров, а затем их раскладывают на заранее приготовленной выкройке и соединяют мотивы решетчатым шагом . В ирландском вязании его еще называют бридом.

Соединение узоров крючком также имеет несколько вариантов исполнения. Обычно мастерицы, работающие в технике ирландского вязания, делают это так называемой сеткой. Для этого все элементы раскладываются в определенном порядке на схеме, а остальное пространство закрывается сеткой.

Но в некоторых случаях расстояния между фрагментами достаточно велико и неудобно для вывязывания обычной филейной или сотовой сетки . Тогда применяют нерегулярную сетку, которая обтекает все элементы. Уроки такого соединения вы легко найдете на тематических сайтах.

Выполняя ирландское кружево крючком, вы приобщаетесь к прекрасному, и учитесь выражать свои мысли в работе. Особенно это стимулирует к работе, когда модель изделия вас привлекает.

В некоторых случаях сначала вяжется само сетчатое полотно и уже на него накладываются основные элементы мотивов. Допускается использование для основы обычной сетчатой тюли. Это намного проще и удобнее особенно начинающим кружевницам, которые только усваивают уроки мастерства. Модели с такими рисунками смотрятся весьма привлекательно.

Но мастера предпочитают вначале выполнять мотивы кружева и только потом собирать их в единую картину. Это намного сложнее и требует времени, однако, конечный результат того стоит. Здесь необходим высокий класс мастерства и следует к нему стремиться.

Если мотивы располагаются на схеме близко друг к другу, то их можно сшить иголкой, используя для соединения крючок и концы нитей фрагментов.

Кроме того, ирландские кружева можно соединять бридами.

Схемы классических рисунков

Такое направление творчества, как ирландские кружева не требуют создания строгих схем . Обычно они необходимы для того, чтобы скопировать понравившейся рисунок, увиденный на другой работе. В других вариантах допускается соединение деталей в свободном порядке.Если вы хотите создавать ирландское кружево, схемы и уроки вы найдете в интернете.

Конечно, на первых порах начинающим мастерам лучше использовать готовые примеры, некоторые из которых вы найдете ниже. Эти уроки вязания будут им на пользу и повысят исполнительский класс.

Создаем кружевные элементы

Приготовьте крючок, размер которого зависит от толщины нити. Кроме того, для вязания, вам понадобятся белые нитки.

В описаниях всегда используются стандартные сокращения , которые означают:

  • вп. - обычная воздушная петля;
  • п./п. - полупетля;
  • ст.с/н. - столбик с накидом;
  • ст.б/н. - столбик без накида.

Создаем основу узора. Для этого нитью делает пару витков вокруг пальца.

Это кольцо для начала обвязывается простым столбиком. Затем делается 1 вп. для подъема и продолжается набор столбиков без накида. Всего их должно получиться 35.

Затем делается так называемый рачий шаг, когда ст.б/н. вывязываются, захватив передние полупетли. При этом с изнанки должны образоваться свободные петли для следующего ряда.

Действуйте строго по схеме или видеоприложению.

Сделайте цепочку из пяти в/п. и прикрепите ее к кольцу, введя в третий ст.б/н. Далее, выполните еще четыре подобных арки. В последней, набирается крючком только 3 вп., которые присоединяются к кольцу ст.с/н.

Развернув вязание, выполните еще 4 подобных элемента поверх уже связанных.

В следующем ряду сделайте уже шесть арок, закрепив цепочку из 5 вп в крайнюю арку предыдущего уровня.

Провяжите еще четыре элемента.

На четвертом уровне провязываются 5 арок с 2 вп в цепочке по краю.

Пятый уровень состоит из 3 вп в первой и последней арке и 5 вп в центральных.

Шестой уровень. Первый мотив имеет 4 вп., второй – 5 вп., третий – 1 вп. и в окончании ст.с/н.

На седьмом уровне Первая выполняемая арка содержит 5 вп., вторая - 2 вп. и ст.с/н.

Восьмой уровень. Центр мотива закончите аркой, состоящей из 10 вп.

Взяв новую нитку, сделайте подъем, и прикрепите его к основанию арки первого ряда.

Обвяжите арки по краю обычным столбиком. В верхней точке сделайте воздушную петлю.

Снова переходите к кольцу и обвяжите обычным столбиком следующий ряд. В высшей точке прибавьте 3 ст.б/н.

Дойдя до края, заново начинайте вязание «рачьим шагом».

Готовый элемент обвязывается «рачьим шагом»












Лучше уроки вязания изучать визуально . Это помогает увидеть, как плетется ирландское кружево. Видеоуроки вы всегда можете найти в интернете. Модели могут быть самыми разными, и, конечно, вам захочется попробовать их выполнить собственными силами. Вязание столь сложных рисунков крючком может стать вашим любимым занятием.

Первоначально кружево вязалось из льняных и хлопчатобумажных ниток белого, кремового цвета. Если посмотреть на старинные изделия, то все они одноцветные – либо белые, либо натурального неокрашенного цвета льна.

К тому если вы посмотрите на современные шедевры, то увидите, что именно такие цвета придают кружеву изысканность и нежность.

В наше время при таком многообразии расцветок пряжи, которое имеется в продаже, мастерицы создают разноцветные полотна. Благодаря этому ирландское кружево приобрело другой, более современный вид.

Пока вы еще не набрались опыта, лучше начинать вязать изделия из одного цвета пряжи, и не забывать, что более предпочтительно использовать нитки светлых оттенков. Во-первых, так ваше изделие будет ближе к классике, а во-вторых всегда легче вязать из более светлых ниток, чем из темных, а тем более черных.

Также для начального этапа предпочтительнее брать нитки не очень тонкие, например, чтобы длина нити в 100 г была не более 300-400 м. и крючок 1 мм, так вам будет легче вязать мотивы, и вы гораздо быстрее увидите результат своего труда.

А уже позже, когда вы будете чувствовать себя уверенно, можно пробовать и более тонкие нити.

Естественно, что из тонких нитей изделие получается более воздушное и нежное, но всему свое время, тут главное не переусердствовать.

Еще вы должны учитывать, что ирландское кружево вяжется из нитей разной толщины — для бурдона, для мотивов и для декоративной сетки и обвязывания мотивов.

В самом начале можно вязать без бурдона, значит, вам нужны нитки только для мотивов и для сетки.

Для мотивов берется более толстая пряжа, а для обвязывания элементов и сетки – более тонкая. Также вам понадобятся два крючка.

Теперь подробнее о составе пряжи.

Если вы решили связать себе летний вариант, то лучше всего использовать хлопок и лен.

Может быть, вы уже обращали внимание, что в продаже имеется мерсеризированный хлопок. Не все, наверное, понимают, что это такое. Коротко расскажу вам об этом.

Мерсеризированный хлопок это хлопчатобумажная нить, которая обрабатывается по специальной технологии. В итоге получается пряжа с превосходными качествами, такими как шелковистость, мягкость, устойчивость окраски, прочность, износостойкость, влагопоглощение. На вид изделия, связанные из мерсеризированного хлопка похожи на шелковые. То есть они имеют все качества хлопка, только более улучшенные. К тому же изделие становится более привлекательным за счет шелковистого блеска.

Из этих нитей изготавливают разнообразные изделия – блузки, платья, топы, туники, сарафаны.

Для того, чтобы определиться каким крючком вязать данную нить, нужно попробовать связать цепочку из воздушных петель и посмотреть что из этого получится. Косичка должна быть плотной, ни в коем случае она не должен быть рыхлой, иначе ваше изделие будет растягиваться, и не будет держать форму.

Еще нужно обратить внимание на то, чтобы нитка не цеплялась за крючок, не лохматилась. Т.е. у вас должна получаться петелька такого размера, чтобы в нее проходил только крючок, и не оставалось большого просвета. Косичка из воздушных петель должна быть ровная и плотная.

Для более теплых вещей используют шерстяную нить. Это может быть жилет, кофточка, кардиган, пальто, шаль, палантин, шарф или берет.


Вязание в технике ирландского кружева. Работа над ошибками.

Вязание в технике ирландского (наборного) кружева оказалось делом настолько интересным и увлекательным, что захотелось продолжения. Сразу хочу порадовать тех, кто мучает свой первый ирландский долговяз - вторая работа пойдет намного быстрее и легче. Например, вязание той самой злополучной сеточки, что с таким трудом дается в самом начале, становиться чуть ли не самым любимым занятием во всем вязании, это как говориться из личного опыта.

Вполне естественно, что во второй работе захотелось «поработать над ошибками», учесть и отработать на практике те выводы, которые были получены в результате работы над своим первым творением.

И самое первое с чего хочется начать – композиция, в которой немаловажную роль играет подборка цветовых сочетаний и фактуры пряжи. Если вы пока сомневаетесь, что сможете гармонично подобрать цвета, попробуйте «однотонную Ирландию» – всегда беспроигрышный вариант. При этом можно подобрать различную по текстуре и фактуре пряжу одного цвета, что подчеркнет рельефность и контрастность мотивов. Результат не может не порадовать - однотонное кружево всегда смотреться эффектно. Если все же мы хотим видеть какое-то цветовое решение, то надо отнестись к подбору цветов достаточно серьезно (это я уже из своего печального опыта). Во-первых, всячески боритесь с искушением «пристроить» какие-либо остатки пряжи. Такая экономия себя не оправдывает. Даже если вы и подберете удачно цвет (что само по себе редкость), вам банально может не хватить количества ниток. Все это поставит вас в жесткие рамки и не даст реализоваться вашему творческому замыслу в полную силу. Ведь помимо того, что вам нужно будет гармонично вписать свои остатки ниток в цветовую гамму, так еще нужно будет равномерно все это распределить по всему изделию, что достаточно проблематично, если нет никакой возможности докупить недостающие нитки. Хотя это всего лишь только рекомендация и если вы не боитесь этих трудностей, пробуйте. Во-вторых, доверяйте своей интуиции, если купленный вами клубочек ниток входит в резонанс с другими нитками, или даже только вызывает пока необъяснимый вам дискомфорт, смело выбрасывайте его из «проекта».

После того как определен замысел будущего шедевра и подобрана пряжа, вяжем мотивы.
Так как сам замысел дело тонкое и интуитивное, а главное подвержен различным корректировкам в творческом процессе, я бы не стала навязывать все мотивы сразу и заполнять ими всю выкройку (если только вы не повторяете уже готовую модель). Ведь часто именно уже в процессе вязания возникают какие-то идеи, находки, дополнения. Возможно, вы решите обогатить общую картину новым мотивом или заменить уже имеющийся мотив на другой. Словом оставляйте место для маневра. Кроме того, если вы, как и я, не фиксируете мотивы на основе, то в конечном итоге они будут располагаться на выкройке совсем не так, как вы их разложили первоначально. Поэтому в моем случае всегда есть возможность просто навязать лишних мотивов.

Первоначально мой замысел был такой. Хотелось сделать акцент именно на сетке, а мотивы (розочки) спустить вниз изделия, формируя ими край (низ изделия). Предполагалось так же, что самих мотивов будет не много.

Итак, заполняем часть выкройки мотивами, фиксируем их с помощью «зацепов». (Так как в своем прошлом изделии при сборке сеткой я частенько пропускала зацепы в полотне и там где это было нужно, не скрепляла мотивы сеткой, я решила делать зацепы контрастным цветом, чтобы они резко выделялись на общем фоне и их было хорошо видно). Таким образом, из мотивов и шнура мы как бы формируем каркас полотна, а затем заполняем его сеткой.

При этом сами контуры «островков», участков сетки формируются уже в процессе вязания этой самой сетки. Причем островки заполняем не равномерно по порядку, один за другим, а в разнобой. Мне кажется это важным: ведь сетку я вяжу на прямой плоскости (столе) и этот самый участок сетки тоже получается плоским, а ведь полотно нужно будет посадить на фигуру. Поэтому специально оставленные в разных местах «пробелы» корректируются потом на фигуре, и именно за счет них идет приталивание. В голове постоянно держу две вещи: общий замысел и вытачки (вернее те места, где они должны быть).

Незабываем готовые участки полотна слегка проглаживать и отпаривать (как правило, после этого полотно немного увеличивается) и постоянно сверять его с выкройкой. Самое главное, не только не вылезти за пределы выкройки, а именно немного не довязать до ее краев в боках и на плечевых швах. Нужно нам это для того, чтобы не формировать видимый шов, стык полотен, переход должен быть незаметным и данная техника наборного кружева как никакая другая позволяет нам это очень легко делать.

После того как все детали связаны, начинаю сборку на фигуре. Все детали я фиксировала с помощью зацепов и цепочек из воздушных петель, по которым затем заполняла все пустоты. Если эти самые пустоты получались большими, я вставляла мотивы, главное чтобы они не шли вразрез с общим замыслом.

В этой работе мне захотелось сделать сетку основным элементом в изделии. Я попробовала два вида сетки: с колечками и обычную, нерегулярную. (Последнюю я вязала впервые и Ура! кажется, у меня она получилась).

Так же я отметила, что вязать «колечки» удобно именно на весу, когда же мотивы жестко фиксированы на основе, вязать их очень трудно, я бы даже сказала, практически невозможно.

Вот небольшой пример заполнения участков сеткой.

Конечно, оставленные хвостики лучше прятать сразу, так как они мешаются в работе. Но если вам не так часто выпадает возможность вязать, а особенно вязать в тишине и спокойствии в «нормальных (для вязания в технике ирландского кружева) условиях», то хвостиками можно заняться потом, например когда стол занят или когда вы сидите на лавочке во дворе, гуляя с ребенком. Это уже вопрос экономии времени.

При вязании сетки мы естественно стараемся скрепить мотивы, зафиксированные «зацепами», и даже продумываем ход направления вязания, чтобы лучше это сделать. Но если не получается скрепить «зацеп» красиво, пропускаем его. Наша сеточка должна быть идеальной! В этом нет ничего страшного, даже если не получиться скрепить зацеп в другой раз (с другой стороны), это всегда можно сделать отдельно (всего лишь дополнительных хвостик, который также легко прячется в мотив).

Конечно, когда только начинаешь что-то вязать в технике ирландского кружева, обязательно сталкиваешься с ситуациями, когда что-то не получается, что-то нужно исправлять, подправлять, а то и переделывать полностью. Как говориться, не боги горшки обжигают! Мы же ведь все учимся, а это процесс пожизненный. Поэтому хотелось бы остановиться так же и на своих переделках.

Я не фиксирую мотивы на основе, поэтому у меня есть возможность постоянно переворачивать полотно и видеть, что же у меня получается с лица. Тем не менее, при обвязывании листика сеткой, я все же просмотрела «зубья», которые у меня получились. Я решила, что это легче исправить, чем все перевязать заново. Так как нитки, из которых были связаны листики, у меня закончились (а можно было обвязать мотив по краю), я воспользовалась вот такой маскировкой: и дефект скрыла и придала листочку выразительность. Может, кому пригодиться.

Если у Вас (как и у меня) все же случилось так, что навязалось полотна чуть больше, чем это нужно, не волнуйтесь, все можно исправить! И сделать это совсем не так трудно и страшно как может показаться на первый взгляд. Когда нужно удалить небольшой участок сетки, то не думаю что есть смысл искать «начало-конец» нити, чтобы ее распустить. Во-первых, дело это может оказаться бесперспективным, (особенно если все «хвостики» наглухо спрятаны), во-вторых, очень легко распустить при этом совсем не то, что нужно. Гораздо проще взять ножницы и аккуратно вырезать лишнее, не задевая соседние мотивы (прямо по соединительным столбикам сетки). Затем «очистить» мотивы от остатков сетки и закрепить открытый конец, избегая дальнейшего распускания (важно конечно его перед этим найти). И затем тщательно проверить, не пропустили ли мы чего-нибудь, например поврежденный случайно мотив, еще какой-нибудь незакрытый конец, словом все то, что может распуститься. Ну вот, все готово для переделки. (Скажу по секрету, что я, наступая на все те же грабли, таким способом уменьшала объем рукава, ну что ж, в следующий раз придется еще больше внимания уделить выкройке).