Как научить ребенка уважать взрослых. Как научить ребенка уважать старших: советы для родителей Два родителя – одно мнение

Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия у своих детей какого-либо уважения к взрослым. Очень часто встречается, что они и сами не являются авторитетом для своего чада. Он уже не слушает ни тебя, ни других, становится просто неуправляемым. На него жалуются учителя, преподаватели, а твои родственники во время семейного ужина озадаченно улыбаются и косо смотрят в вашу сторону.

«Как научить ребенка уважать старших?» или «Что делать, если ребенок не уважает взрослых?» – это одна из вечных проблем «отцов и детей», которую можно решить, если придерживаться некоторых рекомендаций психологов в воспитании. Давайте подробно разберем их.

Будьте авторитетом

В первую очередь, надо с уважением относиться друг к другу и окружающим, избегать всевозможных конфликтов в присутствии детей. У ребенка со временем сформируется аналогичный шаблон поведения и слово «уважение» будет для него не новым.

Родительское слово должно быть неоспоримо, как закон. Для этого необходимо исполнять свои обещания. Пообещали купить игрушку – покупайте. Сказали: «накажу», – наказывайте. Даже, если будет жалко или нет желания, или давно уже простили.

Не наказывайте и не унижайте прилюдно

Прогуливаясь по торговому центру в выходной день, часто наблюдаешь картину, как сначала из-за угла доносится громкий детский рев и крик взволнованной мамы, потом появляется «счастливая семейка».

Возможно, малыш устроил истерику, и мать ничего не смогла больше придумать, как высказать все свое возмущение на глазах у случайной публики. Может просто баловался, а родители решили немедленно его воспитать «по всей строгости закона».

В любом случае это не лучшее решение для взрослого. Крики в присутствии посторонних не возвысят вас ни в глазах окружающих, ни в глазах ребенка. Он будет чувствовать публичное унижение и обиду. Такой сценарий может повторяться дальше до бесконечности.

Лучший вариант, сказать: «Будешь баловаться, придем домой, я тебя накажу».

В ответ он может сделать вид, что не слышал, и продолжить веселиться вам наперекор. Через какое-то время он успокоится, и вы сможете спокойно продолжить прогулку. В любом случае, по приходу домой нужно выполнить свое обещание.

В следующий раз ваше дитя будет более благосклонно и исполнительно относиться к вашему замечанию о поведении.

Хотите, чтобы ребенок уважал старших, уважайте его сами.

Два родителя – одно мнение

Любой человек в рассказе о своей семье может сказать, что у нас мама, допустим, очень строгая, а папа добрый, или наоборот. Да, так случается. У всех разные характеры, все в разной степени принимают участие в воспитании детей.

Несмотря на это, ребенок должен понимать, что у родителей всегда одно мнение и решение. Если тебя похвалил, дал задание, наказал один, второй не должен этого отменять. При спорных моментах лучше наедине обсудить возникший вопрос и договориться.

В противном случае родители занижают собственный авторитет и сами воспитывают противоречивое отношение к себе. В дальнейшем это скажется на уважении к ним и их мнению.

Обучайте этикету

Этикет – это правила поведения людей в обществе, которые существовали уже с древних времен.

Обращаться на «Вы», уступать место, отрывать дверь, уважать старших, манеры поведения за столом, в гостях – это только немногое из правил хорошего тона. Они очень важны для формирования личности.

Обучайте им с детства и со временем получите свои дивиденды. Ребенок научиться вести себя в обществе, знакомиться и ладить с людьми, с которым приятно общаться и хочется дружить. А вы увидите в своем дитя вежливого, культурного и успешного человека.

Будьте примером

Показывайте на собственном примере как нужно вежливо и уважительно относиться к людям. Это намного ускорит обучение этикету. Дети будут видеть ваш стиль поведения, и копировать его.

Научите говорить «спасибо» и «пожалуйста». Говорите это сами, официанту в кафе, продавцу мороженного. Пусть они за вами повторяют.

Научите извиняться, если толкнул или наступил кому-то на ногу. Не обсуждайте в их присутствии своих родственников, друзей, окружающих. Объясняйте, что им этого делать тоже нельзя, тем более обсуждать старших.

Уступайте место в общественном транспорте или очереди пожилым людям. Поясняйте, что нужно уважать взрослых.

Показывайте на личном примере то, что хотите получить от воспитанника. Будьте хорошим примером.

Труд и забота

Поручите своему сыну или дочери несколько дел по дому. Это может быть уход за животными, уборка, мытье посуды, поливка цветов и т.п. Так они научатся не только содержать дом в порядке, но беречь труд других.

Просите их оказывать вам посильную помощь в различных делах. Поощряйте их инициативу в этом. Разрешайте самим браться за работу. Пусть это станет их обязанностью. Таким образом, вы не только уменьшите свой список дел, но и воспитаете в детях заботу и ответственность перед вами.

Проведите границу

Рассмотрим следующую ситуацию.

Семейный праздник, большое застолье, где собрались все родственники. За одним столом сидят все гости наслаждаются угощениями. Идет бурное обсуждение новостей из жизни, воспоминаний прошлого, друзей и знакомых. Все смеются. Дети встревают в разговор, подключаются к обсуждению, всех это забавляет. Кто-то из взрослых разговаривает с чужим ребенком, тот грубо отвечает. Веселье от этого только увеличивается. Классический пример из жизни. Знакомо?

Что же здесь не так?

При воспитании подрастающего поколения важно четко видеть и обозначать границу между детьми и взрослыми, между зоной дозволенного и нет.

В нашем примере она может выглядеть в виде создания отдельной зоны, отдельного стола для детей. А, возможно, и отдельной комнаты. Таким образом, дети будут ограждены от общих разговоров и бесед. Им самим будет веселее. Они смогут быстрее наладить между собой контакт, подружиться, обсуждать свои темы, играть в интересные игры. А в отношении к старшим будут вести себя более сдержано и скромно.

Таким образом, младшее поколение научится подсознательно чувствовать дистанцию, и в дальнейшем у него не будет возникать желания перебить старшего, грубо ответить или влезть в чужой разговор.

Не переусердствуйте

Необходимо быть строгими и в то же время любящими, наказывать – но не бить и не оскорблять, давать задания, которые только по силам, слушать и уметь договариваться.

Будьте серьезными воспитателями, но не забывайте что это дети. Детство дано человеку один раз, оно должно быть интересным и веселым, а не тяжелым и печальным. Ребенок будет вам только благодарен и будет уважать. Вы воспитаете в нем успешную и сильную личность, сможете им годиться, и опереться в трудную минуту.

Инструкция

То, как человек относится к себе, является прямым отражением его отношения к окружающим. И заниженная самооценка портит не только отношения и лишает массы возможностей, но и практически полностью уничтожает жизнь . Тот, кто не уважает и не ценит себя - не живет. Поэтому первое, что вы должны сделать, это уяснить эту простую истину.

Запомните, что любая мысль материальна, и то негативное, что вы думаете о себе, обязательно воплотиться в . Начните думать о себе в позитивном ключе, перестаньте бранить, а наоборот – хвалите. Даже если, произнося про себя одобрительные слова, вы внутренне с ними не согласны, продолжайте. Делайте это регулярно. Со временем вы почувствуете, что все эти хорошие мысли о вас уже не кажутся такими чужеродными и странными, да и вы сами как-то незаметно стали им соответствовать.

Оцените себя объективно. Если у вас проблема с уважением и любовью к себе, вы считаете, что полны недостатков. Выпишите все свои проблемные качества на лист бумаги и проанализируйте каждый. Вспомните, как и когда последний раз вы проявляли то или иное качество, подумайте, почему так вышло. Когда проблемы структурированы, страх перед ними угасает, и наступает момент, когда их возможно решить.

Вместе с тем, вы явно обнаружите несколько характеристик, происхождение которых вы не сможете объяснить. Они появились либо благодаря людям, которые когда-то вам их присвоили, либо, так сказать, «до кучи». Подумайте, относится ли это к вам, не выдумки ли это посторонних . Если это так, смело вычеркивайте эти ничего не значащие слова.

Теперь выпишите те качества, которых вам не хватает для того, чтобы начать уважать себя. Возможно, вам бы хотелось стать более в себе, перестать лениться или обманывать. Оцените, так ли сложно привить себе эти качества, что нужно для того, чтобы они стали вашими, и почему вы до сих пор ими не обладаете. Вы увидите, что для любви к себе нужно сделать лишь один маленький шажок.

Теперь настал момент описать все свои положительные качества. Сделать это будет очень непросто, но необходимо. Вы удивитесь, что, оказывается, вы здорово готовите, у вас красивый голос, вы добрый и аккуратный, а как за это можно себя не ценить?

Начните уважительно относиться к себе на практике. Приведите себя в порядок, наденьте красивую одежду, оформите прическу. У вас лишний вес? Чего толку ненавидеть себя за это, лучше запишитесь в спортзал и откройте для себя разнообразное меню здорового питания. Следите за своим здоровьем, ухаживайте за собой, ведь больше такого, как вы, нет, вы уникальны, и потому вы должны себя любить и беречь.

В большинстве случаев самооценка человека закладывается с детского возраста. Из-за неправильного отношения родителей вырастет личность неуверенная, вечно сомневающаяся в себе, имеющая неадекватную оценку своих действий и, как правило, неудовлетворённая жизнью. Как не допустить этого? А если у человека уже сформировалась то каким образом её повысить, стать уверенней, оценить себя по достоинству и изменить свою жизнь? Об этом и пойдёт речь в статье.

Мама: наказание и похвала

Если мама желает сформировать в своём ребёнке личность, способную адекватно оценивать себя и свои поступки, она должна уметь не только наказывать, но и хвалить своего ребёнка. Когда взрослый человек задаёт себе вопрос: «Как научиться себя уважать?», ему приходится заглянуть в детство. Оказывается, его много ругали и мало или вовсе не хвалили родители, особенно мама. Когда ребёнок постоянно подвержен критике, у него формируется заниженное оценивание себя. Если же ребёнка только хвалить, вырастет личность с завышенной самооценкой. Вот и получается, что всегда лучше держаться золотой середины. Мама всегда была и будет главным звеном в воспитании дочери или сына.

С точки зрения мамы, наказание может быть вполне оправданным, ведь ребёнок не слушается. Однако часто дети перечат не потому, что хотят сделать нам назло, а лишь узнать что-то новое, научиться чему-то, а родителю в данный момент это неудобно, хлопотно. Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, маме стоит развивать в себе чувство уважения к своему ребёнку, умение видеть в нём самостоятельную личность. «Я сказала!..» должно звучать редко в общении со своим драгоценным чадом. Представьте, как научиться себя уважать ребёнку, если он постоянно подвержен критике! Из такого маленького человечка вырастет неуверенный в себе и, возможно, обиженный, обозлённый на всех взрослый человек. Только взаимоуважение и спокойное общение - это верный путь к развитию гармоничной, уважающей себя и окружающих людей личности. Никто не исключает строгости, но и на одной строгости ничего хорошего не выйдет. Человек - это не как тетива у лука. Его можно натягивать, отпускать и вновь натягивать, но если перетянуть, то пострадает психика…

Суть самоуважения и как научиться себя уважать при низкой самооценке?

Самооценка звучит как голос судьи внутреннего человека. Он оценивает наши действия, результаты, слова, эмоции, представление о себе. В итоге формируется самомнение, влияющее на наше восприятие окружающего мира и свою позицию, социальное поведение в нём, на уверенность и решимость действовать, что-то менять и решать, помогать кому-то или нет и т. п. Часто самоуважение большинства людей очень сильно зависит от того, как воспринимают нас другие. Если это отношение положительное, то, соответственно, мы растём в собственных глазах. Мнение окружающих важно всем: женщинам, мужчинам, девушкам и юношам, подросткам и малым детям.

Чтобы понять, как научиться себя уважать, необходимо:

  • Признать то, что у вас заниженное мнение о себе. Осознание - первый шаг к решению проблемы.
  • Перестать фокусировать своё внимание на собственных недостатках. Переключитесь на достоинства.
  • Вы - не жертва! Проблемы имеют все, и вы не исключение. Ваших проблем не больше, чем у других. Если ныть, то они усугубятся. От ноющего человека люди отворачиваются, и тогда закрываются новые пути и возможности.
  • Расслабляйтесь! Находите время для себя. Пусть это всего лишь несколько минут, но они должны быть у вас - минуты полного спокойствия и релаксации.
  • Радуйтесь и радуйте себя и окружающих… Делайте временами небольшие сюрпризы, подарочки, гуляйте, ходите в кино, кафе или просто в парк… Даря радость себе и близким, получаешь в ответ колоссальное количество энергии и положительного заряда, что, в свою очередь, сказывается на самооценке, самоуважении и качестве жизни.

Реальность и самоуважение

Интересно, что наше самоуважение не имеет ничего общего с реальностью. Самооценка, таланты, способности часто не соответствуют друг другу. История знает немало случаев, когда гении, обладающие исключительным талантом и способностями, имели низкое мнение о себе. В то же время встречаются люди, которые обладают посредственными способностями или вовсе обделены и умом, и талантами. При этом удивительно, какую высокую самооценку они имеют!

Отсутствие самоуважения приводит людей к тому, что они страдают от неуверенности, постоянно ощущают свою вину и подавленность, не могут полностью раскрыть свой потенциал, терпят оскорбительные ситуации и отношения. Например, как полюбить себя и повысить самооценку женщине, терпящей постоянные порицания, оскорбления, упрёки и унижения? Такая жена с заниженной самооценкой будет говорить мужу слова, которые в другой ситуации она ни за что не сказала бы. С другим мужчиной, умеющим подчеркнуть её достоинства и проявляющим к ней уважение, она была бы совершенно иной женщиной, с другим взглядом на себя и на окружающее её…

Главная опасность неуважения к себе заключается в формировании неадекватного восприятия социума и своего места в нём. Очень низкая самооценка провоцирует появление постоянного стыда, различного рода фобий. Все это, безусловно, оказывает влияние на успешность и самореализацию личности.

Как и повысить самооценку женщине или мужчине?

Существует достаточно много причин, следствием которых является низкая самооценка. Как правило, это глубоко укоренившееся представление человека о самом себе, берущее начало в детстве, переживаниях прошлого и длительном отсутствии родителей. Самоотвержение может вызвать пережитое психологическое и (или) сексуальное насилие, неправильные решения, приведшие человека к значительным проблемам. Если человеку пришлось пережить любой вид насилия, ему обязательно потребуется помощь профессионала, чтобы повысить свою самооценку.

Помощь психолога или психотерапевта даст возможность высвободить наболевшее, высказаться и примириться. Многие люди пытаются повысить собственную самооценку самостоятельно, но это не даёт ожидаемого результата. Иногда такой подход приводит к ухудшению состояния, вплоть до самых негативных последствий. Чтобы поднять самостоятельно самооценку, необходимо обладать недюжинной силой духа, волей и устойчивой психикой. Лучшим вариантом будет обращение к специалисту.

Какие признаки отсутствия уважения к себе

Самооценка - величина переменная. Она зависит от ситуаций и окружения. Есть люди, которые с близкими людьми спокойны и позитивны, а с незнакомыми замкнуты и застенчивы. Другие, наоборот, вне дома уверенны, деятельны и оптимистичны, а дома теряются и как бы затухают. Мы все разные. Не все умеют сохранять равновесное состояние духа при стрессах и трудностях. Адекватная самооценка и уверенность в себе формируются в детстве. Однако это не означает, что во взрослом возрасте невозможно её сформировать. Просто для этого необходимо как минимум желание самого человека.

Иногда кажется, что человек достаточно уверен в себе, настроен оптимистично и позитивно. Но на самом деле такой человек может постоянно находиться в состоянии борьбы с самим собой, со своими фобиями и комплексами. Поэтому низкая самооценка проявляется у различных людей неодинаково. Чтобы понять, как научиться ценить и уважать себя, необходимо провести самоанализ причин и признаков низкого самоуважения:

  • чувство вины - частое и необоснованное;
  • аутоагрессия;
  • непрекращающаяся самокритика;
  • зажатость и стеснительность;
  • разного плана фобии, страхи (например, при публичном выступлении).

Люди с устоявшейся низкой самооценкой, как правило, воспринимают мир как нечто враждебное, а себя ощущают в роли жертвы. Они чувствуют страх и нежелание выражать и отстаивать свои права, отказываются от нового опыта, упускают возможности и чувствуют себя абсолютно беспомощными и неприспособленными к жизни. Все это лишь ухудшает состояние, и человек движется по замкнутому кругу, постоянно ощущая стыд и страх.

  • создайте список ваших достижений и сильных сторон, регулярно перечитывайте его;
  • помните о своей уникальности, ценности для близких и окружающих, а если даже таковых нет, то уж точно вы нужны Богу. Вы личность, которую Бог любит и ценит, но хочет, чтоб она преобразилась и избавилась от плохих мыслей и болезненного состояния души;
  • запретите себе даже думать: «Я никому не нужен, меня никто не любит, у меня никогда ничего не получается, я неудачник…»;
  • приведите в порядок свой внешний вид, это очень важно для решения проблемы самооценки;
  • питайтесь только здоровой и полезной пищей. Не принимайте еду под телевизор, видео, радио и т. п. Пусть это будет особое время с сервированным столом, даже если вы в одиночестве;
  • занимайтесь спортом не менее трёх раз в неделю и ежедневно совершайте пешие прогулки на свежем воздухе;
  • обязательно высыпайтесь;
  • проходите процедуры расслабляющего массажа и не жалейте средств для вашего здоровья;
  • дома должно быть чисто и уютно, а стены или полки пусть украсят ваши грамоты, кубки, ценные подарки или просто ваши картины, фото;
  • балуйте иногда себя вкусняшками или займитесь любимым и интересным для вас делом;
  • слушайте положительную музыку, смотрите мотивирующее, доброе и светлое кино, начните интересоваться живописью, танцами, культурой;
  • общайтесь с позитивными людьми;
  • ставьте себе реальные задачи и добивайтесь результата;
  • и души;
  • научитесь вкусно готовить, петь, танцевать и сходите в храм, помолитесь Богу и попросите впустить в свою жизнь и сердце любовь;
  • завершите незаконченные дела и сделайте добрые дела для людей, пересмотрите круг общения, посвятите своё время чуть больше для ближних, одновременно расширяя кругозор;
  • не бойтесь тех, кто вас не ценит, станьте ровно, выпрямите спину - вы больше не тот униженный человечек. Вы имеющий своё мнение и самоуважение, уверенный и позитивный, а зло пусть остается где-то там, вдалеке от вас;
  • никогда не сравнивайте себя ни с кем.

Каждое изменение себя - это труд. Не стоит воспринимать этот процесс как тяжёлую, утомительную работу. Наслаждайтесь преображением, получайте от этого радость и удовлетворение.

  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • Многие бабушки и дедушки, мамы и папы последние десятилетия задаются вопросом «Что же стало с нынешним поколением? Почему молодежь не уважает взрослых?». Не приму на себя ответственность рассуждать, действительно ли это так, и был ли «раньше» среднестатистический показатель вежливости по стране или нет… Но могу с уверенностью заявить, что на одного невежливого и не проявляющего уважения ребенка, есть, как минимум один, такой же невежливый взрослый.

    Получается, что если ваш ребенок не проявляет уважения ко взрослым, то, вероятно, и вы сами не относитесь к окружающим с пиететом. Что же такое уважение и с чего начинать, воспитывая ребенка?

    Уважение – это позиция одного человека по отношению к другому, выражающаяся в признании его достоинств . Это значит, что ребенок должен видеть и уметь признавать, что каждый человек имеет достоинство, что у него самого оно есть.

    Семья

    Начинать надо с семьи. И, в первую очередь, с себя. Показывая своему чаду, что вы уважаете его и его мнение, вы делаете огромный шаг к тому, чтобы он сам с удовольствием проявлял уважение к вам. Для достижения этой цели объясняйте ребенку , что и почему вы делаете, дайте ему понять причинно-следственную связь: «Мы не шумим в комнате после 10 вечера, потому что братик/папа/бабушка/соседи спят, а мы уважаем их право на отдых», «Я прошу тебя убирать вещи на их места, потому что мы все ценим и уважаем труд друг друга».

    Помимо этого, для взаимного уважения очень важным фактором является соблюдение границ каждого из членов семьи. Если вы хотите, чтобы ребенок стучался к вам в дверь перед тем, как войти – стучитесь и в его дверь. Ребенок также, как и взрослый, имеет право на личное время и пространство.

    Проявляя уважение и заботу по отношению к вашему партнеру , вы показываете ребенку значимый жизненный урок. Наблюдая за тем, как проявляется уважение в его семье, у ребенка формируется картина того, КАК это реально работает. Родителей мальчика, наблюдающего за тем, как его отец помогает надевать пальто матери и открывает перед ней двери, вряд ли вызовут в школу из-за подножек одноклассницам и лягушек в портфеле.

    Личный пример и правила

    Немаловажно показывать на собственном примере проявление уважения и благодарности к окружающим людям.

    Научите ребенка говорить «пожалуйста» продавцу, объясните, почему необходимо говорить «спасибо» официанту, почему надо извиниться, если случайно кого-то задел или наступил на ногу. А главное, не просто объясняйте, а показывайте это на своем примере.

    Расскажите, что обсуждать людей - это невоспитанность. Если надо что-то сказать, то только тому, кому это предназначается услышать. А взрослые вообще должны быть «неприкасаемыми» в этом вопросе. И не забывайте сами выполнять эти правила.

    Составьте список того, что делать категорически запрещается: нельзя дерзить родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям, учителям и соседям, нельзя ругаться непристойными словами и прочее. Есть вещи, которые делать категорически нельзя, и есть те, которые делать нежелательно, - это ваш ребенок должен усвоить с раннего детства.

    Если вы требуете от ребенка того, чего сами не придерживаетесь, у него вскоре возникнет обоснованное чувство несправедливости и обиды.

    Объясните ребенку правила этикета. Со знаниями этикета не рождаются, это приходит в процессе социализации и научить этому должны родители, а не детский сад или школа, хотя, безусловно, и школа, и сад имеют колоссальное влияние. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок способен привыкнуть к некоторым простейшим правилам, таким как слова приветствия, благодарности, обращение к чужим взрослым на «Вы», правила поведения за столом, а также в общественных местах и в транспорте. Поверьте, одного – двух разъяснений будет достаточно, остальное ребенок усвоит из собственных наблюдений.

    Учите своего ребенка заботе и труду. Выделите для ребенка несколько домашних дел в соответствии с его возрастными возможностями. По мере взросления объем и сложность обязанностей слегка увеличиваются, а понимание смысла и значимости труда приходят безболезненно и сами по себе. В норме ребёнок хочет заботиться и помогать родителям, и, если родитель принимает эту заботу с благодарностью, желание ребенка усиливается. Проявите любовь и терпение к его ошибкам, и принцип взаимного уважения и благодарности не заставит себя ждать.

    Виктория Вострецова

    Я думаю, что все родители мечтают о том, чтобы дети выполняли наши просьбы, о том, чтобы они прислушивались к нашему мнению и знали, что если мы о чем-то говорим, то это действительно полезная и нужная информация.

    Но очень часто мы сталкиваемся с тем, что когда мы что-то говорим ребенку, он если и слышит нас, то очень редко реагирует. А если и реагирует, то на десятый, сотый раз.

    Что же делать? Как выстроить такие отношения, чтобы дети нас уважали и считали нас авторитетом, прислушиваясь к нашему мнению? Читаем статью послушный ребенок за 10 шагов.

    1. Уважайте своего ребенка

    Никаких фраз типа «Ты такой-сякой!», «Только такие, как ты!», «Как ты можешь?!», «Посмотри на других!» и других вещей, которые могут задевать личность вашего ребенка.

    Человеческий мозг устроен таким образом, что если нас кто-то оскорбляет, уважение к этому человеку автоматически пропадает, и слышать уже и воспринимать информацию, которую говорит человек, оскорбивший нас, практически невозможно.

    Фактически это защитная функция головного мозга. Если нам кто-то что-то говорит о нас плохо, мы перестаем считать этого человека авторитетом. И соответственно вся ценность его слов для нас пропадает.

    2. Будьте источником интересной информации

    70% интересного, познавательного, нового и только 30% корректировок и каких-то нравоучений.

    Очень важно, если вы хотите, чтобы вы стали авторитетом для вашего ребенка, и он действительно добровольно прислушивался к вашему мнению, вы должны идти в ногу со временем. Ваш ребенок должен понимать, что он может обратиться к вам в любой ситуации, что вы всегда сможете подсказать, и что вы владеете нужной для него информацией.

    Если вы видите, что его фокус внимания снижается, знайте, что вы перегнули палку в нравоучениях и в какой-то информации, не очень для него лицеприятной. Возвращайтесь опять к интересной информации, возвращайтесь к тому, что поможет вам построить ваши взаимоотношения с вашим ребенком и, соответственно, природным путем добиться послушания и уважения к вам.

    3. Подавайте пример, не будьте голословными

    Очень важно, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками.

    Я думаю, что если вы увидите любого человека, который декларирует на публику какие-то очень важные истины, но потом узнаете, что он живет совершенно по-другому, ваше уважение и доверие к нему очень резко упадет.

    То же самое происходит с нашими детьми. Если мама очень долго, с наставлениями рассказывает, как плохо говорить плохие слова, а потом ребенок видит, что мама в разговоре с кем-то или на улице за рулем, когда ее подрезали, употребляет эти слова, то он понимает, что не все, что говорит мама или папа, важно, не всему стоит следовать потому, что мама, говоря мне одно, сама поступает по-другому.


    Классическая ситуация, когда родители курят, а ребенку рассказывают о том, что курить нельзя. Я не говорю о том, что нужно прийти и при нем закурить сигарету.

    Но если ваш ребенок дорос до того возраста, когда он вас спросит: «Мама, курить плохо?» вы скажете ему: «Плохо!», если он спросит: «Мама, а ты куришь?», то уже намного лучшим эффектом будет сказать: «Ты знаешь, действительно, это огромная для меня проблема. Я курю – это очень плохо. У меня такие-то и такие-то последствия, и я очень надеюсь, что ты никогда этого делать не будешь!»

    4. Не задавайте риторических вопросов

    Очень частая ситуация, с которой я, к сожалению, тоже сталкивалась при рождении своего первого ребенка.

    Когда мы заходим в комнату, а там опять разбросаны игрушки, или когда мы приходим в школу, а там опять учитель говорит, что он не подготовился к уроку или что-то не так сделал, или не сделал домашнее задание так, как это нужно было сделать, и не потому, что не было времени. А потому, что просто не посчитал нужным.

    И родитель в такой ситуации начинает говорить: «Сколько можно раз тебе повторять!», «Когда это наконец-то закончится?», «Я тебе уже 180 раз говорила!», «Все дети, как дети, а ты!», «Почему ты себя так ведешь?», «Это когда-нибудь закончится или не закончится?!».

    Что должен ответить маленький ребенок, когда к нему заходят с таким предложением? «Мама, ты мне говорила это уже 25 раз! На 26-й раз я осознал, что я больше так делать не буду и больше этого не повторится!»

    Но ведь это не реально, правда?

    Зачастую, если мама заходит в комнату, и там не убрано, и она начинает говорить: «Опять игрушки разбросаны, опять вещи в шкафу валяются!», она параллельно это все говоря, сама же это все и собирает. Потому, что ребенок, фокусируясь на этих риторических вопросах, которые не требуют от него ответа потому, что он не понимает, что сказать, всю дальнейшую информацию он пропускает.


    Мало того, он понимает, что мама может говорить просто ради того, что говорить. И опять же наши слова становятся для него просто фоном. Он только слышит эти первые фразы, и дальнейшая концентрация внимания абсолютно падает.

    Намного лучше, если вы хотите добиться результата, говорить четкие и понятные предложения: «Я хочу, чтобы ты убрал комнату. Мне будет приятно, пожалуйста, сделай то-то и то-то!»

    Не бойтесь, что это будет казаться авторитарными фразами. Это четкие и понятные установки, чего мы хотим добиться от наших детей. Если говорить их вежливо, детям намного понятней и намного реальней разобраться, чего вообще хотят от них родители.

    Хочу открыть еще один секрет, что та же самая формула поможет женщинам лучше общаться с их мужчинами потому, что очень часто, если мы к своим мужчинам тоже начинаем обращаться с такими риторическими вопросами – сколько раз тебе говорить? — они точно так же, как и дети, нас не слышат.

    5. Не ожидайте невозможного

    Не требуйте, чтобы ваш ребенок после первой вашей просьбы молниеносно выполнял все приказания, задания, и просто вас слушался после первого же слова.

    Мы – не солдаты, и наши дети тоже не солдаты.

    Более того, хочу сказать, что мозг маленького человека до 14 лет – это точно! – устроен таким образом, что если он чем-то занят – он читает, он смотрит какую-то передачу, он что-то рисует или он просто сидит и о чем-то думает – то его концентрация ко всему остальному очень падает.

    Действительно, ребенок по-настоящему чем-то занимаясь, может нас не слышать. В то время как у нас это вызывает очень бурную реакцию, какую-то обиду, и в итоге мы повторяем один раз, второй раз.

    Когда мы уже выходим из себя и кричим, то этот раздражительный фактор является очень сильным, ребенок вздрагивает, реагирует, начинает что-то делать, и нам в итоге кажется – стандартная фраза для многих мама – «На тебя надо только кричать для того, чтобы ты это сделал!»

    Намного лучше, если вы видите, что ваш ребенок чем-то занят, подойти и прикоснуться к нему. Такое тактильное прикосновение, тактильное обращение к ребенку тут же обращает на вас внимание.

    Вы подходите, погладили его по плечу или по голове, приобняли и сказали: «Сделай, пожалуйста, то-то или то-то!» — реакция на такое обращение будет намного быстрее, намного охотнее, и ребенок действительно будет понимать, чего вы от него хотите.

    6. Не манипулируйте чувствами

    Когда мама, пытаясь заставить ребенка поступать тем или иным образом, хочет вызвать у него жалость, или, как принято у нас говорить, пробудить совесть, рассказывая ему о том, что «…папа на двух работах, я кручусь, как белка в колесе, еще маленький братик, неужели ты не видишь, как нам тяжело? Ты не можешь сделать элементарно свою работу – выполнить домашнее задание?»

    Мамам на заметку!


    Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

    К сожалению, очень часто к этому всему еще примешивается чувство вины, которое родители пытаются, может быть, даже не осознанно, вызвать у ребенка, говоря, что «…мы ради тебя это делаем, папа все работает для того, чтобы ты в хороший институт поступил!»

    Что происходит? С чувством вины маленький человек справиться не может. Он еще не понимает этой всей важности, что папа ходит на работу для того, чтобы у него там что-то в будущем было. Он живет здесь и сейчас, он не способен вынести и как-то пожалеть или как-то, может быть, принять всю боль, которую испытывают родитель, всю тяжесть его быта или каких-то вопросов.

    И ребенок неосознанно начинает отдаляться. Его психика начинает защищаться от того, что может ее разрушить. А как защищается психика? Игнором, нежеланием общаться, отсутствием любого контакта. Когда мы спрашиваем: «Как дела?» — «Нормально!»


    Поэтому если вы хотите добиться каких-то вещей от ваших детей, говорите им честно и без лишних эмоций о том, что «Мне сейчас нужна твоя помощь.» «Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне.» «Я без тебя сейчас не справлюсь!» «Если ты сможешь, я буду тебе очень благодарна!»

    Такие вещи намного более действенны, чем если мы пытаемся давить на жалость и вызывать какое-то чувство вины от наших детей.

    7. Не используйте угрозы

    Иногда, если наши дети сразу что-то не выполняют, а время поджимает, или мы повторили десятый, двадцатый раз, очень многие родители прибегают к тому, что начинают угрожать: «Если ты сейчас это не сделаешь!» или «Если ты сейчас в магазине не замолчишь, я не знаю, что тебе сделаю!» «Я тебе это… Придем домой, ты у меня получишь!»

    Что получается? Получается, что дети, которые природно должны видеть в родителях опеку, заботу и защиту, начинают видеть в нас угрозу, и действовать из страха.

    Я не думаю, что кто-то из родителей хочет, чтобы у него были взаимоотношения с детьми, основанные на страхе. Потому, что если послушание наших детей основано на страхе, это всегда приводит только к 2 вещам:

    1. Это то, что рано или поздно будет бунт, и в 14 лет мы получим по полной программе абсолютное игнорирование, огрызания, хамство уже со стороны детей. Нам будет казаться – откуда они возникают? Но это все та пружина, которую мы сжимали такими угрозами, неуважением, каким-то агрессивным поведением в сторону детей.
    2. Или второй момент – если мы сильно давили, и наш ребенок был не настолько силен эмоционально в этом возрасте, то мы его просто сломали.

    В этом случае он уже будет откликаться не только на наши угрозы и поддаваться им, но и на угрозы любых людей на улице. Он будет не способен сам за себя постоять потому, что у него просто эта функция отстаивания своего мнения и своих желаний будет сломана.

    Если вам надо чего-то добиться, лучше предложить сотрудничество, какую-то другую альтернативу угрозам.

    Допустим, «Ты сейчас это сделаешь, мама сможет купить масло в магазине, и мы приготовим с тобой печенье!» или «Если ты сейчас мне поможешь, то я с удовольствием соберу потом с тобой вместе игрушки и мы вместе во что-то сможем поиграть!»

    Лучше даже, если мы предложим какой-то бартер. Очень многие не любят почему-то эту схему, но на самом деле тут не страшно, что мы ребенку предлагаем взамен поход в кинотеатр или какие-то подарки. Важно, чтобы в конце, если мы добились желаемого, родитель сделал акцент не на подарке, а на том, что ребенок сделал.

    Он совершил какое-то действие, скажите ему: «Мне так приятно!» «Так было здорово!» «Ты все-таки это сделал.» «У тебя так хорошо получилось – намного лучше, чем я даже мог ожидать!»

    Если мы будем действовать таким образом, то со временем ребенок поймет, что радовать вас доставляет ему тоже удовольствие, и уже никакие дополнительные механизмы будут не нужны.

    8. Будьте благодарным

    Очень часто мы воспринимаем хорошие поступки наших детей, как должное, особенно, если они уже выросли из совсем раннего детского возраста.

    Фактически получается, что если он что-то делает – хорошая оценка, или у него что-то получилось, или он сам сложил игрушки, заправил постель – реакции нет никакой. Реакцию от родителей ребенок видит только тогда, когда он что-то сделал неправильно.

    Что получается? Природная потребность детей – нас радовать. Почему? Потому, что через реакцию родителей на себя ребенок формирует свое отношение к себе. Через эту реакцию происходит дифференциация его, как личности. Если он от нас слышит только негатив, это ощущение себя, как личности – уверенности в себе, желание быть хорошим, понимание, что ты важен для кого-то, что тебя любят, оно не заполнено.

    В дальнейшем ребенок может заполнять эту функцию уже в других местах: на улице, в какой-то компании, где кому-то несложно будет сказать: «Ты такой молодец!» И дальше за вот это «Молодец» он будет готов сделать все, что угодно.

    Поэтому благодарите своих детей, говорите им спасибо, и не бойтесь, что это будет часто.

    Я не говорю о том, что надо ставить на стул и хлопать в ладоши за каждую съеденную ложку каши. Но я говорю о том, что стоит замечать те мелочи, которые наши дети делают ежедневно потому, что на самом деле то, что нам кажется обыденным, зачастую является трудом для другого человека.

    9. Помните, чего вы хотите добиться

    Помните всегда, чего вы хотите добиться, сказав ту или иную фразу вашему ребенку. Спросите себя – какой я ожидаю реакции? Для чего я сейчас буду это говорить?

    Если вы себя об этом спросите, то во многих случаях вы поймете, что эту фразу вы собираетесь сказать исключительно для того, чтобы выплеснуть свой негатив, свое раздражение, свою усталость.

    Как мы с вами до этого уже говорили, делать это на человека, который младше тебя, чья психика еще намного трогательней и намного слабее вашей, просто неприемлемо.

    Поэтому, если вы сможете всегда задавать себе такой вопрос, вы, я уверена, избежите очень многих конфликтных ситуаций и не скажете очень многих слов, которых вы не хотели бы сказать.


    Эта формула кажется иногда просто какой-то несбыточной мечтой. Это навык – умение задавать себе такой вопрос – это по-настоящему навык. Когда вы научитесь это делать, вам это поможет не только в общении с вашими детьми. Вам поможет это в общении на работе, в общении с вашим мужем.

    Перед каждой фразой вы сможете сделать вздох внутри себя и спросить: «Эта сейчас реакция – к чему она приведет? Чего я хочу добиться?»

    Зачастую этот вопрос, как холодный душ, снимает наше раздражение и мы понимаем, что на данном этапе мы себя хотим вести не лучшим образом, что дает нам возможность выбрать правильную стратегию поведения и общения с нашими детьми.

    10. Не ждите от детей идеального поведения

    Не стоит ждать от наших детей идеального поведения? потому что мы никогда его не получим.

    Наши ожидания всегда приведут к раздражению, к обиде и к неудовольствию. У детей в жизни точно так же, как и у взрослых, будут свои этапы, свои : 3, 7-8, 14 лет, когда как бы мы себя не вели, они в какой-то период будут говорить все время «Нет», они будут огрызаться.

    Все, что нам нужно делать в этот момент, это любить их потому, что когда человек хороший, его очень легко любить. Особенно мы нуждаемся в любви именно тогда, когда мы совершаем не самые хорошие поступки.

    Я уверена, что в жизни каждого взрослого человека, если мы ошибаемся, будет хоть один человек, который будет всегда в нас верить и говорить, что «Да, ты не прав. Но я знаю, что ты – другой. Ты на самом деле хороший, и мы справимся со всеми трудностями!»

    Поэтому я желаю вам, чтобы вы стали для своих детей именно такими людьми, и тогда они всегда будут вас уважать, не просто слушать, но слышать и с удовольствием выполнять ваши просьбы и пожелания.

    Читаем также: