Гроза в чем заключается измена. Признание Катерины

Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.

Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.

В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.

Измена и верность - взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит...

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы» ).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же. Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других. Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости. По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда- то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным. Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна:

«Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ) Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь? Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам.

Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи постоянно неверным в отношениях с женщинами. «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза» ) Верность и измена - это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба - Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир» ).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все- таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Тёмные аллеи» ).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту». А что же герой? Для него отношения с Надеждой - мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» ). Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи...

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери. «Божественная комедия» ).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен...

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта» ).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из произведений таких авторов, как:

М. Горький «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии»;

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»;

А.И Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»;

В. Быков «Сотников»;

М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.

Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей.

Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.

Измена и верность — взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.

Пример сочинения № 2 на тему Верность и измена

Верность – это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях. Она основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности. Полная противоположность верности — измена. Мне кажется измена — это нарушение верности кому или чему-либо. И одно, и другое явление имеют огромное значение для человека.

Верность и измена в жизни и в литературе показана, как различные проявления человеческой личности. Проблема верности и измены в любовной сфере поднимали многие авторы. Один из примеров предательства показал Лев Николаевич Толстой в своём романе “Анна Каренина”. Главная героиня была верна мужу, но встретив Вронского, поняла, что полюбила его.

Она пошла на измену, потому что никогда раньше не любила по-настоящему. Анна поняла, что готова отдать все, что бы быть счастливой. Но из-за душевных терзаний она покончила с собой, бросившись под поезд. Обратный пример- пример верности, представлен в трагедии Уильяма Шекспира “Ромео и Джульетта”. Автор показал любовь, которой не страшна даже смерть. Дети воинствующих семей, вопреки указам родителей, встречаются друг с другом. И в трагический день Джульетта, узнав о смерти своего возлюбленного, закалывает себя.

Они умирают вместе, гибель молодых людей навсегда устраняет конфликт двух семей. Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте. Уильям Шекспир. Ещё одна измена – измена родине. Николай Васильевич Гоголь описал её в своей повести “Тарас Бульба”.

Младший сын Тараса – Андрий отличался мягким характером. Воплощением любви для него стала прекрасная панночка. Из-за любви он предаёт Родину: «А что мне отец, товарищи и отчизна?”. Тарас Бульба всегда был верен идее. И предательство Андрия простить не смог.

Поэтому все заканчивается знаменитой фразой: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Очень правильную мысль сказал Владимир Высоцкий “В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится”. И был прав, ведь верный человек всегда поможет тебе в трудную минуту.

Пример сочинения №3 на тему Верность и измена

Верность и измена представляют собой две противоположные крайности морально-этического облика личности. Если рассматривать с литературной точки зрения, то «верность» и «измена» в большинстве произведениях ярко и точно характеризуют поступки героев. Будь то «Анна Каренина» Л. Толстого, «Евгений Онегин» или «Капитанская дочка» Пушкина — везде остра и многогранна проблематика верности и измены. Если же обратиться к современной реальности, то с одной стороны, благородное поведение берет свои азы с самого раннего детства в семейной атмосфере, с другой — человеческий моральный облик – это полноценное отражение мышления и натуры человека. Конечно, не стоит забывать о верности своей семье, родным, любимым и близким людям.

Наше ближайшее окружение принимает нас такими какие мы есть на самом деле. В этот круг входят самые близкие люди, которые поддержат нас в любую минуту нашей жизни, душевно разделят радости и случившиеся неприятности. Непременно дадут совет и поделятся своим личным опытом. Мы должны уважать близких нам людей и очень дорожить ими, а также их присутствием в нашей жизни. Поэтому родные люди, как никто другой заслуживают верного и преданного отношения. Мы должны их всегда поддерживать и никогда не предавать. Как гласят различные литературные источники, еще наши предки воспевали в народном творчестве значимость, прочность и неделимость семейного круга. Каждый человек, имеющий рядом тех людей, которые его любят, ценят и уважают, считается богатым. У него будто вырастают крылья от получаемой поддержки и хочется покорять новые вершины.

Каждый человек, имеющий адекватное сознание обязательно должен обладать качествами, которые присущи верности. Данное понятие украшает и значительно возвеличивает облик человека. Также стоит отметить, что все эти чувства невозможно насильственно привить. Нудные нотации и нравоучения не помощники в данном вопросе. Понятие «верность» рождается в самой глубине души при появлении на свет каждого человека. И о его верности можно будет судить по совершаемым им поступкам, ходу мыслей и в целом по выбранному течению жизни, отбросив все красноречивые изречения.

Но, не стоит рассматривать верность как некое исходное положение жизненной позиции. На самом деле верность является щедрой данью искренней и неподдельной любви. Только любовь способна возродить в человеческой душе нескончаемое уважение и полную готовность к самопожертвованию. Собственная мысль способствует формированию индивидуальности. Благодаря тому, что имеешь свою позицию, можно значимо выделяться среди толпы и не поддаваться общественному мнению. В таком случае нам никто не сможет навязать чужие размышления. Именно поэтому очень важно быть верным перед собой. Измена — это предательство.

Рассказывает ли почему все так произошло? Просит ли прощения? Все бывает в этой жизни и от ошибок никто не застрахован. Может быть даже и такое, что по жизненным обстоятельствам или под влиянием чужого мнения мы не умышленно подставляем другого человека. Самое главное вовремя опомниться, искренне раскаяться и попросить прощения. Если действительно можно найти оправдание совершенному, то можно и простить человека, дав ему еще один шанс, чтобы все наладить и вернуть честные и доверительные отношения. Не нужно замыкаться, жизнь продолжается, поэтому необходимо двигаться дальше. В первую очередь все мы люди и должны терпеливо относиться друг к другу. Наша жизнь, итак, наполнена всевозможными трудностями различного характера, поэтому нужно трепетно и с огромным уважением относиться к любящим и любимым людям.


В пьесе А. Островского представлена жизнь города Калинова, "сборного города", который опутан существующими на каждый случай правилами и порядками. Большинство героев А. Островского следуют представлениям замкнутого калиновского мира, даже когда пытаются изменить его законам. В образах Бориса, Варвары, Кудряша автору удается показать тонкую грань между верностью и изменой: истинная вера в домостроевские порядки города Калинова давно утрачена, а патриархальный мир держится на лицемерной верности, формальном соблюдении прежних правил.

Писатель ярко описывает формализованные человеческие отношения, в которых никого на самом деле не заботит человечность, нравственность, глубина личности. Например, любовь при расставании с мужем надо проявлять по строгим правилам: не бросаться на шею, а кланяться, а потом выть на крыльце, демонстрируя соседям свое горе. Следовательно, следующие калиновским порядкам герои изменяют искренности, внутренней чистоте, сохраняя лицемерную верность общепринятым законам.

Своеобразной хранительницей патриархального мира в пьесе выступает Кабаниха. Автор вводит в повествование несколько сцен, в которых Кабаниха уличает домашних в несоблюдении старинного уклада, которому она беспрекословно следует. Вера героини безгранична и очень строга, все силы она искренне вкладывает в удержание и отстаивание правил города Калинова; при этом внутреннее наполнение и сущность законов, очевидно, теряются в церемониальном отношении женщины.

В образе главной героини пьесы раскрывается вопрос о верности самому себе и своим представлениям. А. Островскому удается описать главную черту характера девушки в первой её фразе: "Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю" - можно сразу отметить, что героиня обладает цельным характером, искренностью, верностью собственным впечатлениям и способу восприятия мира. Катерина сохраняет и безграничную веру христианским правилам, но, в отличие от Кабанихи, религия является потребностью живой души, осмысляется и глубоко переживается в душе девушки.

А. Островский описывает жизнь Катерины в Калинове как постоянную попытку приспособиться, изменить саму себя в угоду правилам семьи, в которой она оказалась. Молитва для искренне верующей героини становится постылой обязанностью. Катерина пытается полюбить Тихона, построить с ним жизнь, но этому мешает живой внутренний протест против формализма и повседневной жестокости. Таким образом, героиня сохраняет верность собственным чувствам и взглядам даже в условиях общества, которое требует от неё подчинения воли.

В Катерине возникает чувство любви, но не к мужу, а к другому мужчине, которое воспринимается как нечто греховное: внутреннее стремление к свободе чувств сталкивается с верностью нравственным нормам и христианским заветам. Катерина идёт на нарушение одного из главных нравственных правил - верности мужу и семье, изменяет своей внутренней чистоте, безгрешности, искренности.

В пьесе Катерина сталкивается с изменой мужчин, которые её окружают. Мягкое, жалостливое отношение Тихона к жене воспринимается в глазах Катерины как недостаток, измена старинным порядкам и правилам. Тихон не отвечает представлениям Катерины о том, каким должен быть настоящий муж: он не может помочь, не может наказать, а в сцене отъезда он оставляет Катерину одну с её грешной страстью, чем рушит все надежды отчаявшейся девушки найти опору в любви мужа. Другой мужчина, Борис, тоже покидает Катерину в царстве черствых и лицемерных людей. Но реакция Катерины на предательство Бориса изображена писателем иначе, чем в сцене отъезда Тихона: она не злится, не бранит Бориса, а тихо и нежно прощается с ним, предчувствуя свой близкий конец и принимая внутреннее наказание за совершенный грех.

Измена мужу по задумке писателя мыслится как измена самой себе, и понимание греховности, вины за содеянное мучает Катерину. А. Островский вводит важную сцену признания Катерины перед Тихоном и Кабанихой, которое вызвано глубокими душевными терзаниями девушки и ощущением вины. Осознание измены страшно и мучительно для Катерины: она не видит иной возможности прощения и духовного очищения, кроме смерти. В дальнейшем героиня А. Островского берет на себя еще более тяжкий c точки зрения христианства грех - самоубийство. Таким образом, измена мужу, которая мыслится как измена собственным представлениям, нравственным ценностям и духовным идеалам, становится истоком душевной катастрофы Катерины. Писатель ярко иллюстрирует то, как человек, изменивший себе и окружающим, теряет внутреннее равновесие и спокойствие, переживает тяжелые внутренние страдания на пути измены.

Пример итогового сочинения по направлению "Верность и измена" (2018 учебный год).

Сочинение на тему:

Верность и измена в пьесе Гроза Островского

Измена - антоним понятий верность, обет или клятва. Материальные и физические последствия измены очевидны, но её корень всегда в помыслах.

Верность - это непоколебимость чувств, принципов и мыслей, выражающаяся в словах и делах.

Цельность личности, крепкие моральные принципы и порядочность не позволяют человеку предать надежды и обмануть ожидания окружающих. Отсутствие же этих качеств рано или поздно приводит к моральному упадку.

Островский в своей пьесе "Гроза" ярко демонстрирует любовь главной героини Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эти чувства становятся первыми и потому особенно сильными и трепетными. Несмотря на то, что Катерина уже замужем за Тихоном Кабановым, чувство любви было ей ещё незнакомо. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у неё явного отторжения. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: "Нет, смеялась только".

И всё же она полюбила. Действительно, подлинно, по-настоящему. И это сподвигло её на измену. По крайней мере, в её представлениях сама мысль о чувствах к другому мужчине уже отождествлялась с изменой. Катерина чувствует себя виноватой в том, что полюбила Бориса.

Так или иначе, в итоге она сдалась и поддалась своим чувствам. Перед нами предстаёт эмоциональная и слабо совладеющая с собой особа, погрязшая в пучине своих чувств и нерешительности.

Впрочем, Тихон, её супруг, удивляет не меньше: он готов простить супругу, а её любовника ему даже жалко. Умение прощать, да ещё и измену - особая черта характера, если не сказать уникальная.

Любовник Катерины, Борис - классический дамский угодник: любовную связь скрывает, возлюбленную с собой брать не собирается.

Самым обстоятельным и последовательным персонажем оказывается героиня вне любовного треугольника - мать Тихона. За измену невестки Кабаниха решительно вознамерилась от неё избавиться. При этом мать Тихона подмечает, что виной всему излишняя свобода, которую её сын предоставлял жене.

Затравленная окружающими и разочаровавшаяся сама в себе, главная героиня расстаётся с жизнью.

Что же стало причиной трагедии? Измена? Верность? Глупость? Думается, что всё-таки любовь. Именно она, её невидимые чары рождают верность, толкают на измену, заставляют совершать глупости и трагические ошибки.