Семейные посиделки в средней группе «Вся семья вместе, так и душа на месте. Стихи про семью для детей и взрослых Семья вместе и душа на месте

ЧАС ОБЩЕНИЯ

«ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ – ТАК И ДУША НА МЕСТЕ»

Цели и задачи:

  • Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
  • Формирование у воспитанников СРЦ уважительного восприятия своего дома, семьи.
  • Побудить детей к размышлениям об отношениях в их семьях.
  • Показать ребятам, что семейные качества закладываются в родительской семье.

Ход беседы:

1. Организационный момент.

Приветствие. Настрой на положительные эмоции.

Сообщение цели.

Целью нашей встречи является поговорить о семейных отношениях, о семейных ценностях, о роли семьи в жизни человека.

2. Вступление.

Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о нашем отношении ко всему, что нас окружает, об отношении самых близких людей, о нашей семье.

Послушайте сказку о Звёздочке.

Давным-давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: “Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный”?

Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: “Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!

– А в какие ночи твой свет становится ярким? - спросила Луна.

– Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?

– Ты узнала тайну спешащих странников? - спросила Луна.

– Да, - ответила Звездочка. - Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза...”

– А какими были его глаза? - недоуменно спросила Луна.

– Они светились в темноте от счастья и радости” - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник?

И он ответил: “Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное”. Звездочка замолчала, а затем сказала: “Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью”. Луна посмотрела на Звездочку и спросила: “Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми”?

– А разве это возможно”? - с надеждой спросила Звездочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: “Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна Семья”!

А что такое семья?

3. Незаконченное предложение.

Семья – это ……

Семья - это, где тебя любят;

Семья – это души огонек;

Семья – это близкие люди;

Семья – это вера, надежда, любовь;

Семья – это любящие люди, поддерживающие друг друга в трудную минуту;

Семья – это те люди, которые поддержат и помогут, те, кто дарит тепло и заботу и ничего не требуют взамен;

Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда поймут;

Семья – главней всего на свете.

В словаре С.И. Ожегова мы читаем « Семья - группа живущих вместе близких родственников, мужа и жены, отца и матери, бабушки и дедушки, детей».

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

И интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

И мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое.

Основные законы её – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага . Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни. Вот она рядом с каждым из нас, в каждом из нас, со своим неповторимым духом, видом, стилем. Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.

Семья для ребенка – это место его рождения и становления, это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Народ испокон веков чтит семейные традиции и выражает их не только в пословицах и поговорках.

4. Работа с пословицами.

Дополни пословицу.

* Счастлив тот, ……… кто у себя дома.

* Вся семья вместе, ……. так и душа на месте.

* Не нужен и клад, ……. коли в семье лад.

* При солнышке - тепло,….. при матери – добро.

* Согласную семью и …. горе не берет.

*Любовь да совет - …… так и горя нет.

5 . Пальчиковая гимнастика (стоя)

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

6. Рассказы детей о своей семье.

(детям можно предложить выбрать вопрос)

  • Назовите членов вашей семьи.
  • Как зовут родителей?
  • Чем занимаются родители?
  • Как проводят вечера?
  • Какие семейные традиции существуют в вашей семье?
  • Какие навыки и умения приобретаются вами в вашей семье для будущей семейной жизни?

7. Генеалогическое древо

Сейчас мы с вами научимся составлять родословное древо каждый для своей семьи. Для этого возьмем карандаши и бумагу, нарисуем посередине листа линию земли.

Наша опора - это мама и папа: мы их нарисуем в виде двух вертикальных линий, т. е. ствола. Вы - дети своих пап и мам, т. е. веточки, которые растут и тянутся к солнышку вверх. Нарисуйте этому дереву веточку.

Когда вы вырастете и окрепнете, у вас будут свои дети - на этом дереве появятся еще маленькие веточки . (По ходу рассказа можно прикладывать к рисункам маленькие фотографии членов семьи.) Теперь разберемся, как же это дерево появилось на земле, из чего оно выросло? (Из корней.) Откуда появились ваши родители, кто их родил? (Бабушки и дедушки.)

Мы их нарисуем в виде мощных корней, благодаря которым дерево может крепко стоять на земле, не бояться бурь и невзгод. У мамы - свои, а у папы - свои корни, т. е. у каждого есть и мама, и папа. Значит, у нас на рисунке, сколько будет корней? (Четыре.)

Все части дерева можно подписать именами родственников или наклеить на них маленькие фото.

8. История и традиции семьи

- У каждой семьи есть не только своя история, а еще и свои традиции.

Какие традиции вы знаете?

Во всех семьях отмечают дни рождения! Кто из вас может рассказать, как в вашей семье интересно отмечают дни рождения?

Обязательно принято у всех людей отмечать такие семейные праздники, как свадьба и рождение ребенка. Существует также и религиозный обряд крещения детей, в результате которого у ребенка появляются еще и крестные мать и отец. Существуют праздники, которые отмечает не только одна семья, а и вся страна - это народные праздники.

Кроме праздничных традиций, в каждой семье складываются и трудовые традиции: например, женщины могут передавать из поколения в поколение умение ткать, шить или вязать, кулинарные премудрости; мужчины передают умения резьбы по дереву, гончарное искусство, виноделие или земледелие.

Какими трудовыми традициями богата ваша семья?

9. Книга- долгожитель семьи

Кроме традиций в некоторых семьях есть предметы долгожители, те предметы или книги, которые передаются в семье из поколения в поколение. В моей семье есть тоже такая книга долгожитель. Большая энциклопедия о животных.

Есть ли в вашей семье подобные долгожители?

Мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое наше желание отражается на окружающих людях. Проверяйте свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делайте все так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.

На каких принципах должны строиться взаимоотношения в семье?

Давайте все вместе сформулируем принципы взаимоотношений в семье

  • Внимание и забота.
  • Терпение.
  • Взаимопомощь и вежливость.
  • Уважай мнение близких тебе людей, даже если ты с ним не согласен.
  • Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  • Все отношения строить только на доверии.

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

(пожелания детей своей семье)

10. Итог

Что же делает семью семьёй?

Вера, надежда, любовь, тепло и забота, внимание друг к другу, взаимоподдержка, доверие, доброта, это место, где тебя любят и ждут, и куда хочется возвращаться.

11. Рефлексия.

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового.


Тема: Вся семья вместе – и душа на месте.

Цели:

- закрепить знания детей о различных родственных отношениях в семье (сын, внук, брат);

Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами семьи;

Учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и заботливое отношение к членам семьи;

Формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе древних представлений о семье, её составе, взаимоотношениях;

Воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

Оборудование: картина на тему «Семья», карточки в форме цветов и полянка для выявления эмоционального состояния детей, альбом мастеров и мастериц Воронежской области, маленькая мягкая игрушка, мяч.

Ход занятия.

1. Организация начала занятия.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Василиса Премудрая, а пришла я к вам из сказок, чтобы побеседовать о вас и ваших семьях. Тема нашего занятия звучит так: Вся семья вместе – и душа на месте. Но сначала давайте пройдем на поляну настроений.

2. Выявление эмоционального состояния детей.

Посмотрите сколько красивых цветов! Давайте выберем по одному цветочку, который больше всего похож на ваше настроение, и украсим нашу полянку. Молодцы!

3. Беседа «С кем ты живёшь?».

Дети, как вы думаете, что такое семья? Чтобы ответить на этот вопрос мы поиграем в игру «С кем я живу». Пусть каждый по очереди расскажет о людях, близких ему. Давайте присядем на ковёр и побеседуем.

/Дети садятся по-турецки на ковёр и рассказывают, передавая по кругу игрушку/

Итак, что же такое семья?

Да, семья – это близкие, родные друг другу люди, чаще всего они живут вместе. А хотите я вам расскажу о том, как жили в старину, как важно было иметь семью?

/Дети проходят и садятся на стульчики, расставленные по кругу/.

4. Беседа «Как жили в старину».

В стародавние времена, когда на свете ещё не было ваших мам и пап, семьи были очень большие, и родители воспитывали по восемь, десять и даже большее количество детей. Дома строили большие, с учётом прибавления в семействе. Рождение ребёнка было настоящим праздником. В дом к новорождённому приходили близкие родственники, соседи и поздравляли родителей с тем, что Бог послал им ребёночка. Семья – это святое, люди, которые не имели такого дара, считались обиженными Богом.

Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. «Семья сильна, когда над ней крыша одна», - считали наши предки. Много мудрых пословиц пришло к нам с тех давних времён. Народная мудрость гласит: «Одному страшно, а ораве нипочём» или «Семья в куче – и не страшна туча». А как вы понимаете эти слова?

В доме все жили дружно, младшие с уважением и почтением относились к родителям, бабушкам и дедушкам. Дети никогда не грубили старшим, а прислушивались и спрашивали совета. А взрослые любили побаловать деток пряниками да подарками.

Мать величали матушкой, мамкой, мамочкой, а главу семейства – отцом, батькой или батюшкой. Родители ласково называли своих деток солнышком, заюшкой, касатиком, кровинкой, соловушкой.

Все в семье связаны невидимыми, но крепкими ниточками, а называются они родственные узы. Посмотрите на эту картину. Давайте выясним, кто кем кому доводится.

5. Беседа «Родственные узы».

/Дети подходят к картине и рассказывают о том, кто кому кем доводится./

Ребята, как вы думаете, эта молодая семья дружная? Почему вы так думаете?

Я согласна с вами. Мама напевает малышу колыбельные, а отец и сын тихо сидят за столом и пьют чай.

Дети, ваши родители тоже вас очень любят, лелеют и желают вам только добра. А как вас ласково называют ваши мамы и папы, бабушки и дедушки? Мне очень интересно, ведь прошло столько времени и, наверное, ласковых имён стало больше.

5. Игра «Мы очень любим».

Давайте сделаем круг, присядем и поиграем. Выберем ведущего, он встанет в центр круга, а остальные представят, что они – мама, папа, бабушка, дедушка – те, кто любит нашего ведущего. Он будет по очереди катать нам мячик, а мы – называть его ласковым словом.

Молодцы, дети. Как много ласковых слов вы знаете, я вижу, что ваши родители вас очень любят.

6. Этюд «Утреннее фото».

А теперь подойдём к окну и представим, что наступило утро, и мы увидели солнышко.

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко к окошку

Солнце луч к тебе протянет –

Ты подставь скорей ладошку,

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и одетым

Всё прибрав, иди к ней прямо

И скажи её: «С добрым утром!».

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям, птицам.

И весёлым, интересным

День твой должен получиться!

Ребятки, вы отдохнули? А теперь давайте присядем на стульчики и побеседуем об обязанностях по дому.

7. Беседа «Обязанности в семье».

Дети, в давние времена, когда жили ваши прабабушки да прадедушки, в семье каждый выполнял ту или иную работу. Время было нелёгкое, ведь тогда не было всего того, что есть сейчас, поэтому люди делали орудия труда своими руками, а главным помощником в поле и средством передвижения считалась лошадь.

С весны по осень все взрослые трудились в поле, заготавливали дрова для холодов. Дети собирали грибы да ягоды, помогали матери да отцу ухаживать за живностью.

Долгими зимними вечерами отец учил сыновей резать из дерева миски, ложки, ковши, делать посуду да игрушки из глины. Матушка обучала дочерей премудростям вышивания, плетения кружева. Свои секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Давайте посмотрим книгу мастеров Воронежского края.

/Просмотр альбома мастеров художественных ремёсел/.

Ребята, я вам рассказала о том, как семьи трудились в давние времена, а вы можете рассказать о том, как трудятся ваши родители?

Кто же больше всех трудится? А чем занимаетесь вы?

Молодцы, вы очень хорошие и заботливые детки.

8. «Преврати ладошку».

Дети, давайте пройдём и сядем за стол. Посмотрите, что вы видите на листах?

Я предлагаю вам превратить ладошку в дружную семью. Каждый пальчик – это кто-то из семьи. Дорисуйте так, чтобы каждый пальчик стал похожим на вас и ваших близких.

Молодцы!

Ребята, а как вы понимаете пословицу: Вся семья вместе – и душа на месте?

Правильно, когда все вместе, сразу становиться теплее, веселее и на душе спокойно.

9. Выявление эмоционального состояния детей.

Давайте вновь пройдём на полянку и выберем по одному цветочку, похожему на ваше настроение.

10. Организация окончания занятия.

Ребята, о чём мы сегодня беседовали?

Мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что когда вы появились на свет, ваши родители и другие родственники каждого из вас окружили заботой, любовью, вниманием ваш. Семья для того и создаётся, чтобы любить друг друга и воспитывать детей. Вы ещё маленькие, но уже сейчас должны помогать родителям, слушаться и заботиться, потому что они – самые близкие и дорогие.

Наше занятие подошло к концу, давайте сделаем круг и отправимся на весеннюю площадку.

На площадку мы пойдём, мы пойдём.

И цветов мы наберём, наберём.

К солнцу тянутся ромашки,

В травке бегают букашки.

Мы идём, идём, идём

И букет цветов несём.


Классный час

Тема: Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ход занятия.

У: Здравствуйте, дорогие ребята. Чтобы узнать название нашего классного часа я предлагаю вам задание, поработать в паре: Соберите пословицу. (на каждой парте слова пословицы под скрепкой)

Д: Вся семья вместе так и душа на месте.

У: А как вы понимаете эту пословицу?

У: Сегодня мы будем говорить о семье.

У: Что же такое семья?

Д: Ответы

У: Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

Слово «семья» можно разделить на два слова : «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: семья - это семеро таких же, как я. И правда - в семье все чем - то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

А какие бывают семьи?

Д: Семьи бывают разные: большие и маленькие.

У: Помогите мне составить семейный портрет. Отвечайте хором.

Вот семейный наш портрет,

Самый старший, в центре - ….(дед)

Вкусные оладушки

Мы едим у …. (бабушки).

Заявляем твердо, прямо:

Лучше всех на свете …. (мама)

Если я надену шляпу,

Буду я похож на … (папу)

Тише пойте в небе птички!

Не мешайте спать …. (сестричке)

Мне решить задачку рад

Мой спаситель - старший ….. (брат)

У: Молодцы!

Семья. Как греет душу это слово!

У: О ком напоминает слово семья?

Д: О маме и папе

У: Да. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца.

У: Дети, а как вы думаете, без кого не может быть счастливой семьи?

Д: Без детей.

У: Дети часто бывают, похожи на своих родителей. А иногда бывает так, что в семье рождаются два совершенно одинаковых ребёнка. Кто знает, как их называют? (близнецы) Эти дети похожи как две капли воды. Они даже на расстоянии чувствуют и понимают друг друга без слов.

Проводится игра «Близнецы».

Ученики встают, кладут друг другу руки на плечи, закрывают глаза и выполняют команды учителя: присесть, встать, наклониться влево, наклониться вправо, постоять на правой ноге, согнув левую.

У: Послушайте внимательно и подумайте, чему учит эта притча.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.

Высказывания детей

У: В семье нужно жить дружно, не ссориться и всегда защищать друг друга. СЕМЬЯ должна быть едина и не делима.

А что же является главным в дружной семье, что может сделать их крепче, счастливее? Давайте вместе составим солнышко семейного счастья. Посмотрите на доску, там есть солнышко но у него не хватает лучиков. Назовите, что вы считаете, должно быть в настоящей счастливой семье?

Для счастливой семьи очень важно, чтобы были и мама, и папа, и, конечно, дети. Так что же

Любовь . Дружба . Уважение . Взаимопонимание. Забота . Согласие. Главными составляющими являются: любовь, дети, забота, терпенье, уважение, чистота, долг, ответственность. И обязательно у каждой семьи есть свой дом.

Заключение. Рефлексия:

У: Ребята, а может вы знаете, когда в России празднуется день семьи?

У: Ребята, а покровителями семьи и любви являются Святые Петр и Февронья.

У: Символом любви и верности является самый известный и распространенный в России цветок …

Д: Ромашка.

У: Я предлагаю подвести итог нашей беседы, у вас на партах лежат лепесточки ромашки, напишите на лепестке составляющие Счастливой семьи.

Спрашиваю детей, что они написали.

И в заключение я хочу показать вам клип и прослушать Гимн семьи

Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

Разделы: Классное руководство

Цели:

  • формирование понимания важности и роли семьи в жизни человека;
  • воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, собственной ответственности.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование, экран.
  • презентация со звуковым сопровождением;
  • аудиозаписи
  • рисунки учащихся на тему «Папа, мама, я – дружная семья!»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Добрый день ребята и уважаемые родители. Сегодня у нас встреча особенная. Мы будем говорить о том, что так важно в жизни каждого из нас. А вот о чём, вы скажете сами, разгадав ребус. (Приложение 1 , слайд 1)

– Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага.
Слово «семья», как и слова «хлеб», «вода», не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни.
Вот она рядом с каждым из нас, в каждом из нас, со своим неповторимым духом, видом, стилем.

Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.

Ученик:

Но как появилось слово «СЕМЬЯ»?
Когда-то о нем не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
Кто деток родит, королева моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
Кто их воспитает, богиня моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
Кто внуков понянчит, о радость моя?
И Ева все также ответила: «Я»
Кто пищу сготовит, погладит белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, Я» – вдыхая, ответила – «Я, Я».
Вот так появилась на свете
СЕМЬЯ!

(Слайд 3 – музыкальное сопровождение)

Учитель: Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный классный час.

В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.
Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.
– А вот интересно, какой семье легче прожить на свете? (Ответы гостей).
– Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.

Учитель: А теперь давайте проведём викторину “Мой дом – моя крепость” (слайды 4-10)

– Как называется дом в украинской или белорусской деревне? (Хата)
– Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка)
– Как называется жилище кавказских горцев, сложенное из камня? (Сакля)
– Как называется изба из глины или обмазанная глиной? (Мазанка)
– Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш)
– Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка)
– Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира)

Учитель: Прочитайте рассказ Л.Толстого «Семейная кашка гуще кипит».

Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: «Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает». А мать сказала: «Семейная кашка гуще кипит».

Беседа по вопросам:

– Всё ли вам понятно в рассказе?
– Какие вопросы у вас возникают?
– Как вы поняли название рассказа?
– Согласны ли вы с тем, что в семье всё кажется лучше и роднее?
– Можно ли слова матери назвать пословицей?
– Да, действительно можно, потому что в пословице заложена народная мудрость. Давайте попробуем объяснить следующие пословицы.

– Вспомните, уважаемые гости, из какого художественного фильма звучит песня?

(Слайд 13. Музыкальная пауза.)

– Какое самое первое слово в своей жизни вы произнесли?

– А сейчас посмотрим небольшую сценку, которую подготовили ребята «Рябина и берёза».

– Слово «мама» на всех языках звучит одинаково нежно.

(Слайд 15 )

– Сегодня мы хотим подарить мамам стихотворения

Учащиеся читают стихи . (Приложение 2 )

– Свою любовь и уважение к женщине-матери поэты выражают в стихах, композиторы – в песнях, художники – в картинах.

(Слайды 17-19)

– Ребята создали свою галерею рисунков, посвященные своей семье.

(Выставка рисунков учащихся)

– Как написать одним словом «папа» и «мама»? (Родители)

– А вот мне интересно, хорошо ли вы знаете своих родителей? Кто готов участвовать в викторине « Что ты знаешь о своей маме?»

  1. Назовите цветы, которые любит мама.
  2. Какой у твоей мамы цвет глаз?
  3. Какое время года ей нравится больше всего?
  4. Чем любит заниматься мама в свободное от работы и домашних дел время?
  5. Что создаёт твоей маме хорошее настроение?
  6. Что ценит в тебе твоя мама?

(Слайд 22 – музыкальная пауза)

– А сейчас викторина о папе.

  1. Какая профессия у твоего папы?
  2. Нравится ли папе его работа?
  3. Какое у папы любимое занятие, увлечение?
  4. В каких случаях папа рад за тебя?
  5. Что ценит папа в тебе больше всего?
  6. В чём бы ты хотел быть похожим на своего папу?

– Как вы думаете, ребята, что входит в понятие «семья»? А вы, уважаемые взрослые? (Ответы учащихся, гостей)
– А вот в толковом словаре дается такое определение… (слайд 24)

«Семья – группа живущих вместе близких родственников». (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

– Часто в своей речи мы употребляем выражения, которые вызывают улыбку, заставляют задуматься. Попробуйте определить, о чем говорят следующие выражения.

(Слайды 25-26)

– Являются ли бабушка и дедушка членами вашей семьи, если они живут отдельно?

– Давайте вместе все споём. (Музыкальная пауза)

– Ой, а сейчас мы без мам и пап не справимся. Помогите нам разобраться, кто кому кем приходиться.

– Предлагаем нашим гостям послушать стихи «Литературная страничка».

(Слады 29-30)

– У всех членов семьи есть свои … (обязанности)

– И у вас, думаю, тоже? Итак, какие? (Чтение стихотворений)

Работа в группах

Дети обсуждают вопрос «Хорошо или плохо, когда каждый член семьи имеет свои обязанности?». (Слайды 32-33)

Рефлексия:

– Давайте подведём итоги нашего разговора о семье:

  • Узнали ли вы что-то новое, полезное для себя?
  • Как вы понимаете: «мир семьи» – это что? (Отвечают и дети, и взрослые)

Читает ученик:

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.

Учитель: Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме.

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!

– Но разговор о семье мы продолжим на следующих наших классных часах, поэтому, ребята,

Цель: воспитание ответственного и радушного отношения к семье.

Задачи:

1. Способствовать сплочению детей, родителей и педагогов;

2. Стимулировать творческую активность детей и их родителей;

3. Содействовать становлению здорового образа жизни детей и их родителей;

4. Воспитывать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих своих близких;

5. Развивать у детей коммуникативные способности в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Атрибуты: обручи, «туннель» из ткани, ромашка, собранная из отдельных лепестков.

Выходит Аленушка и плачет.

Ведущий: Аленушка. Что случилось?

Аленушка: Гуси лебеди братца унесли. У нас дружная семья- Мама, папа, брат и я. Что же делать?

Не плачь. Мы тебе поможем. Мы тоже в садике дружная семья. И сегодня праздник – День семьи, любви и верности.

В мир идём из семьи,

Там и корни твои,

Твоя долгая жизнь начинается.

И основа основ - наш родительский дом,

И семьёй в мире жизнь продолжается.

А вы знаете, что у Дня семьи есть свой символ - ромашка. Ромашка считается русским цветком и даже одним из символов России, а также ромашка - символ милой простоты и нежности, а главное - символ верности. И сегодня ромашка должна нам помочь найти Иванушку.

Пойдемте спросим у печки.

Печка – загадки мои отгадаете, скажу.

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой -

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы - одна СЕМЬЯ!

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья).

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша... (мама).

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа).

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед).

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка).

Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой... братишка

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он - старший...брат

Много кукол у меня

И играю с ними я.

Только грустно быть одной,

Лучше с маленькой………сестрой.

Любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка -

Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра -

С виду вовсе не стара,

Спросит: «Как живете?»

Это наша……..? (тетя).

На машине в выходной

Приезжает к нам порой.

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» - говорит мне... (дядя).

А к речке пройдете по островкам. (Прыгают в обручи.)

2. Речка.

Ведущий: куда гуси-лебеди полетели?

Речка – Пословицы о семье вспомните, скажу.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

За мужем, как за каменной стеной.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме – пусто .

Везде хорошо, но дома лучше.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьёй дорожить – счастливым быть.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Молодцы. Вот вам лепестки ромашки.

А к яблоньке плывите. (Дети пролезают через «туннель».)

3. Яблонька

Ведущий: куда гуси-лебеди полетели?

Я. – поиграете со мной, скажу.

Игра «Выйди в круг»

Кто похож на маму?

Аплодисменты! Остальные ребята хлопают в ладоши.

Кто похож на папу?

Кто родителей не слушает?

У кого в семье есть сестренка?

У кого в семье есть братишка?

Кто дерется дома?

Кто скучает сейчас по родителям?

У кого есть бабушка?

У кого есть дедушка?

Кто обидел бабушку?

В чьей семье занимаются спортом?

Кто помогает родителям по дому?

Кто игрушки разбросал?

Кто очень любит свою семью?

Молодцы. Вот вам лепестки ромашки.

Ведущий: теперь мы соберем ромашку. Ромашка показывает, где спрятан Иванушка.

Дети за воспитателем, который несет ромашку, идут и находят Иванушку.

1. Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

2. Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

3. Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому