Особенности бюджетного финансирования дошкольного образования в рф. Порядок и размер оплаты пребывания ребенка в детском саду От чего зависит стоимость

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.

3. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

4. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

5. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

6. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

7. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

8. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

9. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

10. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом. В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

11. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и иностранными.

12. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

выполнение функций, определенных уставом;
реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
качество реализуемых образовательных программ;
соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

13. В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование носит светский характер.

II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения

14. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

16. Отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Права юридического лица в части ведения уставной финансово- хозяйственной деятельности возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента его регистрации.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

18. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

19. Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

20. Дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

21. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

22. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

23. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем.

24. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение.

25. Медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

26. Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений в обязательном порядке проходят периодическое медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя.

III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения

27. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

28. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

29. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

30. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

31. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости.

32. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:

от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;
от 1 года до 3 лет - 15 детей;
от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;
любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 15 детей.

33. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;
для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет - 8 детей;
для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;
для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с туберкулезной интоксикацией - 10 и 15 детей;
для детей, часто болеющих, - 10 и 15 детей;
для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, - 12 и 15 детей.

35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

до 3 лет - 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
старше 3 лет:
10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

IV. Участники образовательного процесса

36. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники.

37. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

38. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

40. Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

41. Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.

42. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

43. В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

44. Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.

45. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право:

на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом;
на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.

46. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:

заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда;
структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения;
штатное расписание и должностные обязанности работников.

V. Управление дошкольным образовательным учреждением

47. Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.

48. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно- общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом.

49. Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий.

Прием на работу заведующего дошкольным образовательным учреждением осуществляется в порядке, определяемом уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

50. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:

действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;
распоряжается имуществом дошкольного образовательного учреждения в пределах прав, предоставленных ему договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем;
выдает доверенности;
открывает лицевой счет (счет) в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;
несет ответственность за деятельность дошкольного образовательного учреждения перед учредителем.

VI. Имущество и средства учреждения

51. За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставом и законодательством Российской Федерации.

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

52. Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом.

53. При финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.

54. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных финансовых средств, указанных в пункте 52 настоящего Типового положения, не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.

55. Финансовые и материальные средства дошкольного образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются дошкольным образовательным учреждением в соответствии с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При ликвидации дошкольного образовательного учреждения финансовые средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования.

Что такое родительская плата за детский сад?

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон N 273-ФЗ) предусматривает, что дошкольная образовательная организация вправе осуществлять:

а) функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования;

б) и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 и 6 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (п. 5 ч. 1 ст. 8 и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 N 5-П).

С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер. Это плата и именуется родительской платой (ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровления всех воспитанников.

В отношении дошкольных образовательных учреждений финансовое обеспечение ложится на местный бюджет. В тех случаях, когда речь идет о реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях, часть расходов возлагается на бюджет субъекта Российской Федерации, который финансирует расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Таким образом, финансируются расходы на образование, но не на содержание ребенка в общеобразовательном учреждении. Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет бюджетов вышестоящего уровня. Модель нормативного долевого финансирования, включающая систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях, учитывает также нормы законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации.

Переход от сметного к нормативному долевому финансированию, включающему систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Механизм нормативного долевого финансирования различных видов реализуемых основных общеобразовательных программ дошкольного образования обуславливает прозрачную конкуренцию образовательных учреждений.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает:

нормативный подход в области финансирования учреждений общего образования;

долевой способ финансирования образовательных учреждений, в т. ч. ДОУ (муниципалитет финансирует затраты на содержание собственности, субъект РФ - затраты на реализацию общеобразовательных программ в форме субвенции).

Предлагаемое долевое нормативное финансирование ДОУ осуществляется следующим образом.

Органы государственной власти субъектов РФ, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных услуг ДОУ. Данные средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций, субсидий. До учреждений они доводятся муниципалитетами на нормативной основе. Возможно финансирование ДОУ субъектом РФ на правах со учредительства.

Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного или регионального бюджета в рамках социальных программ данной местности.

Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет собственник. Если ДОУ находится в собственности муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

При финансировании муниципальных ДОУ используются три канала:

государственный бюджет - в виде субвенций, субсидий, или непосредственно в качестве соучредителей;

муниципальный бюджет - на нормативной основе;

родительская плата, часть которой муниципалитет может возмещать родителям в виде социальной помощи.

Вышеперечисленные источники дифференцируются:

по видам затрат;

способам или механизмам доведения ресурсов ДОУ.

Рассматриваемая модель долевого нормативного многоканального финансирования строится с учетом ведущих принципов, которые можно сформулировать следующим образом:

признание необходимости финансирования образовательных услуг в рамках реализации основных государственных образовательных программ дошкольного образования за счет возможностей консолидированного бюджета субъекта РФ;

финансирование затрат на содержание материальной базы муниципалитетом как собственнику учредителем;

оплата родителями социальных услуг в объеме, не превышающем 20% от общих затрат ДОУ. Оставшиеся 80% средств на реализацию социальных услуг, а также возмещение, частично или полностью, затрат на эти цели родителей, отнесенных к льготным категориям, выделяется муниципалитетом;

дифференцирование затрат родителей в зависимости от их материального достатка в соответствии с нормативно-правовой базой субъектов РФ и муниципальных образований. Оказываемая в таком случае социальная помощь родителям определяется на заявительной основе;

планирование и реализация финансирования ДОУ на нормативной основе.

Для реализации такого механизма долевого нормативного финансирования необходимо выполнить первоначальные условия:

придать всем ДОУ статус юридического лица;

открыть счета в кредитных учреждениях (казначействах), обеспечить бухгалтерское обслуживание ДОУ.

Основным элементом, приводящим в действие данный механизм, являются нормативы финансирования.

Механизм финансирования ДОУ основывается на следующих принципах:

деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта РФ, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ, и местных устанавливаемых затрат;

органы государственной власти субъектов РФ в пределах собственных средств определяют нормативы финансирования для региона;

государственный норматив финансирования применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам и объемов прямого финансирования ДОУ в случае со учредительства;

органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также посредством определения объема затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги и финансирование содержания и развития материальной базы ДОУ.

Образовательные услуги, оказываемые ДОУ, включают в себя расходы по следующим статьям:

  • 211 Заработная плата (оплата труда по ЕТС всех сотрудников ДОУ, учитывая тарифный и надтарифный фонд, выходное пособие);
  • 212 Прочие выплаты (методическая литература, компенсация льгот за содержание детей в ДОУ, командировки и служебные разъезды, повышение квалификации педагогических работников);
  • 221 Оплата услуг связи;
  • 226 Прочие услуги;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (учебное оборудование; мебель; приобретение наглядных пособий, игрушек и спортинвентаря; учебные расходы: канцелярские товары, приобретение методической литературы);
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (приобретение продуктов питания, медикаментов, строительных материалов, ГСМ, канцтоваров, запчастей к оборудованию).
  • 211 Заработная плата;
  • 213 Начисления на оплату труда;
  • 223 Коммунальные услуги;
  • 225 Услуги по содержанию имущества;
  • 290 Прочие расходы;
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (частично приобретение продуктов питания, расходы на приобретение медикаментов, прочие расходные материалы и предметы).

Органы местного самоуправления вправе осуществлять дополнительное финансирование ДОУ в соответствии со своими решениями и нормативными актами.

Социальные услуги за счет средств муниципального бюджета:

  • 222 Транспортные расходы;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);

Социальные услуги за счет средств родителей:

  • 222 Транспортные расходы;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания и пр.).

Данный порядок формирования ассигнований является стандартным в условиях казначейского исполнения бюджета, так как предусматривает возможность раздельного учета в расходовании средств по статьям расходов.

Анализ направлений расходов ДОУ свидетельствует о том, что необходимо установить комплекс нормативов, включающий в себя:

  • * норматив финансирования ДОУ субъекта РФ на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;
  • * местный норматив на содержание и развитие материально-технической базы ДОУ;
  • * порядок расчета местных затрат на финансирование ДОУ;
  • * порядок расчета и взимания оплаты с родителей за социальные услуги, предоставляемые ДОУ.

Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2007. № 15. С. 25-28

Оплата труда педагогических работников дошкольного образования.

В рамках внедрения системы разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях активизирована работа по совершенствованию оплаты труда работников системы дошкольного образования. Новые формы оплаты и нормирования труда работников дошкольного образования основываются на новых профессионально-квалификационных группах (ПКГ) с учетом разделения оплаты труда на базовую, компенсационную и стимулирующую части. Эти принципы оплаты труда заложены в методику расчета нормативов затрат на оказание услуг по содержанию и обучению детей с учетом специфики предоставляемых услуг и региональных особенностей деятельности дошкольных образовательных учреждений.

При определении затрат на оплату труда педагогических работников дошкольного образования учитываются коэффициенты уровня образования, квалификации, стажа работы, а также выплаты ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания. Затраты на выплаты компенсационного и стимулирующего характера определяются на основании соотношения фактической величины компенсационных выплат педагогическим работникам ДОУ и фактических затрат на оплату труда по должностным окладам (ставкам заработной платы) педагогических работников за предыдущий отчетный период.

В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 17 ноября 2008 года №1600 учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами. Размеры должностных окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (ПКГ) работников образования устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Размеры должностных окладов определяются с учетом сложности и объема выполняемой работы путем умножения размера минимального (базового) оклада (ставки заработной платы) по соответствующей ПКГ на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню ПКГ.

В соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ размеры минимальных окладов (ставок заработной платы) работников по соответствующим ПКГ должны устанавливаться не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе единой тарифной сетки.

Штатная численность педагогических работников определяется ДОУ самостоятельно в соответствии с количеством часов учебного плана образовательной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, количеством групп воспитанников, режимом работы ДОУ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 32), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (пункт 46) ДОУ самостоятельно устанавливает штатное расписание и должностные обязанности работников. Штатное расписание ДОУ утверждается руководителем ДОУ и включает в себя все должности работников данного учреждения.

Порядок установления выплат компенсационного характера педагогическим работникам ДОУ определяется с учетом разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года №822. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливаются в соответствии с положением об оплате труда работников ДОУ.

Стимулирование осуществляется с учетом:

  • -результатов аттестации и государственной аккредитации ДОУ, соблюдения лицензионных условий;
  • -динамики физического и психического здоровья воспитанников (по результатам мониторинга);
  • -обеспечения благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);
  • -результатов участия ДОУ в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.;
  • -степени удовлетворения родителей воспитанников качеством оказываемых ДОУ услуг по обучению воспитанников.

Таблица 3 - Финансовое обеспечение всех дошкольных учреждений

Как станет:

Бюджетные ассигнования на содержание бюджетных учреждений предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 69.1 БК РФ)

Бюджетные ассигнования на субсидии бюджетным учреждениям будут предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 69.1 БК РФ)

Первоначальные нормативы затрат на оказание бюджетным учреждением услуг физическим или юридическим лицам определяются федеральным органом исполнительной власти в отношении подведомственных ему учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных бюджетному учреждению в 2010 году (п. 8 ст.31 83-ФЗ).

При сохранении объема оказанных учреждением услуг размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится, изменится лишь способ доведения денег - не по смете, а через субсидию на гос. задание.

Новый финансово-экономический механизм

финансовое обеспечение в форме предоставления субсидии из бюджета на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ

Виды субсидий

  • 1. Субсидия на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг.
  • 2. Целевые и иные субсидии

Определены нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника по каждой из услуг (обучение, воспитание и развитие и уход и присмотр) в зависимости от возраста воспитанников:

Таблица 4 - Нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника (тыс. руб.)

Нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника в группах кратковременного пребывания (18 часов в неделю).

На примере условного детского сада приведем пример расчета госзадания.

Детский сад наполняемостью 138 детей из них 2 группы раннего возраста - 42 ребенка; 2 младшие - 50 детей; 2 средние группы - 50 детей; 1 старшая - 25 детей; 1 подготовительная - 28.

Для определения контингента условное деление на группы не важно. Необходимо четко распределить контингент по возрастам норматива.

Анализ выявил следующие группы контингента по нормативу

От 1,5 до 3,0 - 49 человек х 110 000 = 5 390 000

От 3,0 до 5,0 - 78 человек х 115 000 = 8 970 000

От 5,0 до 7,0 - 68 человек х 120 000 = 8 160 000

ИТОГО стоимость госзадания детскому саду = 22 520 000

Этапы перехода на новую систему финансирования ДОУ:

I этап с 01.10.11 по 31.12.2011г. - изменение типа дошкольных учреждений (вводится финансовое обеспечение в форме предоставления субсидий)

(с 01.10.2011г. Часть учреждений перейдет на НСОТ)

II этап с 01.01.2012г. - переход на новую систему оплаты труда (НСОТ)

Государственное задание

это комплексный план, определяющий обязательства государства по предоставлению населению данной территории образовательных услуг за счет бюджета:

объем финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий,

условия и порядок оказания образовательных услуг;

требования к эффективной деятельности ОУ (операционально зафиксирован конечный результат) ;

не использованные до конца финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение госзадания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения (п. 10 ст. 19 Закона № 83-ФЗ).

Государственное задание устанавливает требования Учредителя к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания услуг.

Задание должно содержать :

показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых услуг, результаты их оказания;

порядок оказания услуг;

предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если действующим законодательством предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;

порядок контроля за выполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

форму отчета о деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества

Порядок определения объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания :

  • 1) Субсидии на финансирование государственных услуг
  • - затраты на оплату труда работников учреждения с учетом отчислений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части деятельности этих работников по оказанию государственных услуг в соответствии с заданием;
  • - затраты на оплату товаров, работ и услуг, включая оплату приобретения расходных материалов, необходимых для оказания государственных услуг в соответствии с заданием.

Определяются с учетом утвержденных уполномоченным органом соответствующих нормативов затрат

2) Субсидии на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества

исходя из затрат, необходимых на оплату:

  • - текущего содержания и ремонта зданий и сооружений;
  • - текущего содержания и ремонта особо ценного движимого имущества;
  • - налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Определяются на основе требуемых объемов расходов, подтвержденных учреждением соответствующими расчетами.

Государственный заказ предполагает проведение конкурса на предоставление услуг определенного вида и объема и выделение средств учреждению победителю.

Новая система оплаты труда ДОУ.

Принципиальное отличие данного подхода состоит в том, что задание на поставку социальных услуг размещается на договорной основе, а не принудительно.

Договор заключается по результатам конкурса, т. е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе призвано стимулировать рост качества предоставляемых услуг.

Алгоритм деятельности по формированию и размещению задания (заказа):

  • 1. Анализ потребности в услугах дошкольного образования. Многоплановая работа, в ходе которой данные собираются и обрабатываются результаты социологических исследований, статистики, инициируется деятельность переговорных площадок по формированию гражданского заказа. Результатом анализа должны стать данные об объеме и формах услуг, уровне удовлетворенности их качеством.
  • 2. Анализ ресурсов системы дошкольного образования. Определение ресурсоемкости сети, ее специфических характеристик (типологии и объемных показателей сети, форм территориального распределения, кадрового потенциала, материально-технических и финансовых ресурсов, нормативно-правового и программно-методического обеспечения). Данные анализа используются для формирования обоснованного задания, с одной стороны, и для принятия управленческих решений по развитию сети - с другой.
  • 3. Формирование критериев отбора и размещение задания для подведомственных учреждений и публичного заказа на услуги дошкольного образования. В публичном конкурсе могут участвовать все имеющие лицензию на этот вид услуг образовательные учреждения, вне зависимости от организационно-правовых форм.

В проекте интегрированного закона "Об образовании", предусмотрены условия для создания частных детских садов, в том числе семейных и маленьких - на 40 - 45 детей. Обновленные СанПиНы как раз это и учитывают. Ожидается, что после принятия закона появится не меньше 12 - 15 тысяч мини-детсадов, которые помогут разгрузить огромную очередь и дать толчок развитию малого и среднего бизнеса в этой сфере.

Всего в России открыто 47 213 учреждений дошкольного образования. Из них 98 процентов - муниципальные и государственные. На долю частного бизнеса и общественных организаций, в том числе религиозных, приходится всего 2 процента.

Специфика финансирования дошкольного образования заключается в том, что можно выделить финансирование как непосредственно обучения и воспитания детей, так и расходов на их содержание. В случае, когда речь идет о получении начального, основного и среднего общего образования, все расходы по содержанию учащегося в образовательном учреждении несут родители (законные представители) ребенка. В случае же с дошкольным образованием в качестве дополнительной гарантии родителям и иным законным представителям ребенка дошкольного возраста большую часть расходов на его содержание в учреждении принимает на себя соответствующий бюджет. Родители же в форме родительской платы несут лишь незначительную долю в размере до 20% этих расходов и с последующей компенсацией от 20 до 70% уплаченных ими средств. Финансирование предоставления дошкольного образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с рядом нормативных правовых актов, устанавливающих правила финансирования образовательной деятельности в Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в таких нормативных правовых актах, определяют общие требования к механизмам формирования нормативов затрат на содержание и обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, источники финансирования (бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оплата физических и юридических лиц), формы финансирования и порядок расходования бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников. В таблице 5 представлена динамика финансовых затрат бюджетов Российской Федерации по финансированию системы дошкольного образования.

Нормативное долевое финансирование дошкольного образования базируется на следующих принципах:

  • -деятельность дошкольного образовательного учреждения финансируется его учредителем на основе муниципального задания;
  • -финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе ведомственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду программ дошкольного образовательного учреждения;
  • -нормативы финансирования должны учитывать специфику предоставляемых услуг и региональные особенности деятельности дошкольных образовательных учреждений и быть достаточными для покрытия текущих расходов, связанных с образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении и эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования и обустройством участков дошкольного образовательного учреждения;
  • -схема финансирования муниципальных дошкольного образовательного учреждения определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих видов.

Основным показателем заданий учредителя дошкольному образовательному учреждению, на основании которого определяются финансовые средства, необходимые для выполнения этого задания, является объем (состав) оказываемых услуг. Остальные показатели - качество, условия и порядок оказания услуг - являются крайне важными, но дополнительными составляющими задания. Невыполнение этих показателей свидетельствует о неготовности учреждения оказывать услуги в соответствии с требованиями, отраженными в этих показателях, и, как следствие, ставит и перед учреждением, и перед органом управления образованием вопрос о возможности функционирования учреждения, не обеспечивающего должного качества и условий предоставления услуг. Для обеспечения указанных показателей, возможно, требуются дополнительные средства на модернизацию (ремонт, техническое оснащение и т.п.) учреждения, повышение квалификации его сотрудников. Но эти средства, как правило, должны выделяться не на выполнение задания, а на развитие учреждения (финансирование мероприятий по развитию, утвержденных учредителем).

Функции учредителя дошкольного образовательного учреждения выполняют муниципальные органы управления образованием, которые и должны выдавать задания. В то же время каждое дошкольное образовательное учреждение должно принять ребенка в пределах численности, установленной в лицензии. Демографический прогноз по детям в возрасте рождения до восьми лет и оценка перспективной вместимости ДОУ представлена в таблице 6 и на рисунке 2 соответственно.

Рисунок 2 - Демографический прогноз до 2050 г.


Рисунок 3 - Оценка перспективной вместимости ДОУ

Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными дошкольными учреждениями услуг с размерами направляемых на эти цели средств муниципального бюджета.

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

  • 2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.
  • 3. Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.

Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.

  • 4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.
  • 5. Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.

Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:

деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;

норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;

органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги, финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;

за счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;

родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;

расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;

финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.

Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:

прозрачность финансовых потоков;

целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;

нормативный способ планирования и исполнения бюджета;

обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОУ, как один из элементов повышения доступности;

возможность контроля целевого прохождения и использования средств;

финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ.

Основные направления совершенствования финансово-экономического механизма функционирования образовательных учреждений:

Внедрение нормативного подушевого принципа финансирования образовательных услуг

Расширение прав ДОУ в сфере финансово-хозяйственной самостоятельности

Внедрение принципов формирования государственного задания на оказание услуг

Разработка отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на конечный результат

Итак, модели финансирования дошкольного образования способствуют повышению разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрению новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. В нормативы включается финансирование развития кадрового потенциала, поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда. Повышение охвата детей программами дошкольного образования может осуществляться за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, развитие домашних и семейных форм. Для этого предусматривается внести изменения в законодательство об образовании и предоставить доступ к бюджетным ресурсам всем дошкольным учреждениям, организациям и индивидуальным предпринимателям независимо от формы собственности. Несомненно, остается крайне важной задачей развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании, а также адресная социальная поддержка детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы.

В данной статье подробно рассказывается на что выделяются деньги детскому саду, и все что об этом надо знать. Каждого родителя волнует вопрос о финансирование детских садов. Ведь им приходится ежегодно вносить свои собственные деньги на ремонт, покупку моющих средств, игрушек и тому подобное. В каждом дошкольном учреждении требования разные, поэтому родители обеспокоены правомерностью требования с них денег. Насколько законно вносить денежные средства для обустройства детского сада или этого можно избежать. Данный вопрос следует детальному изучению.

Права детских дошкольных учреждений на получение материальных средств

В настоящее время в России почти все детские сады требуют с родителей на их содержание некоторые суммы денег, что является незаконным. Правительством Российской Федерации принят закон, который устанавливает правила для получения денежных средств от родителей детскими дошкольными учреждениями. Он определен в федеральном законе под номером 273, принятого в 2012 году, в статье 65. На основании его с родителей сотрудники ДОУ имеют право требовать средства на:

  • Осуществление деятельности присмотра и ухода за ребенком;
  • Приобретение подарков, на которые правительством средства не были выделены.

Кроме того, семья, которая имеет ребенка-инвалида и он посещает ДОУ, может не платить за его присмотр и уход. Так же к этой категории относятся дети - сироты, дети без родителей, дети, которые больны туберкулезом.

Каждый родитель имеет право получить компенсацию в размере 20% от оплаты соответствующей суммы, если доход семьи ниже прожиточного минимума.

Этим же законом запрещено вносить денежные средства родителями на следующие виды деятельности, осуществляемой ДОУ:

  • Разработка, внедрение и реализация программы обучения детей в садике;
  • Осуществление расходов, связанных с содержанием детского сада, таких как покупка моющих средств, посуды, ремонта;
  • Осуществление расходов, связанных с покупкой игрушек, средств гигиены и тому подобное.

Дошкольное учреждение имеет право получать любую благотворительную помощь, как от родителей воспитанников, так и от чужих организаций, людей. Данное правило принято в соответствии с федеральным законом под номером 135 от 1995 года.

На какие нужды детские сады получают средства из бюджета

Каждый детский сад в России получает ежемесячное обеспечение от государства. Родители должны платить только за услуги воспитателей и питание детей. Каждый год, заведующая детским садом составляет смету, которую направляет в государственные органы власти для формирования бюджета. В соответствии со статьями бюджета осуществляется финансирование детского сада. Как правило, государством выделяется чуть меньше средств, чем заявлено в смете.

Надо заметить, в связи с тем, что государственных средств на содержание детских садов не хватает правительством отдельных регионов, могут быть приняты соответствующие региональные законы, которые дают право взимать дополнительные денежные средства с родителей на оплату следующих услуг:

  1. На заработные платы воспитателям и другим работникам данного дошкольного учреждения;
  2. На оплату телефонной связи, коммунальных услуг;
  3. На косметический ремонт и содержание детского сада в соответствующем санитарным нормам образе;
  4. На покупку питания и содержание детей, если стоимость данных видов продуктов увеличилась.

Представителями региональной власти данный список может быть уменьшен или увеличен, поэтому родителю, который желает разобраться в законности оплачиваемой суммы на содержание ребенка в детском саду, следует ознакомиться с региональными законами, регламентирующими деятельность ДОУ. Надо заметить, что данные расходы должны быть равномерно распределены между всеми воспитанниками, а так же включены в сумму основной оплаты за детский сад и уплачивается через отделение банка на расчетный счет ДОУ.

Как правило, выделяемых средств из бюджета, на содержание детского сада не хватает, поэтому заведующие всеми силами пытаются собрать нужную сумму, начиная с заинтересованных в этом лиц, родителей. Что бы знать свои права и иметь представление, на что тратятся деньги, необходимо ознакомиться с региональным законом, а так же просмотреть статью расходов, за которую родитель вносит свои деньги через банк. Если заведующий детским садом требует средства на приобретение того, на что родители уже вносили деньги, то это может значить только одно, незаконное использование средств.

Детским садам помогать нужно, но только надо быть уверенным в том, что эта помощь не напрасна, не будет направлена по карманам сотрудников, а пойдет на улучшение жизни и содержания детей. Благотворительную помощь ДОУ родитель так же оказывает через расчетный счет в банке, в котором обслуживается данное учреждение.

Не надо бить тревогу, если сотрудники садика требуют с родителей деньги, необходимо разобраться, правомерно ли это. Но ни один детский сад не имеет право на получение живых, наличных средств. Они могут получать помощь на расчетный счет и в виде продуктов, средств обеспечения.

В этой статье вы узнали, на что выделяются деньги детскому саду. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) содержит новшества, которые касаются системы дошкольного образования, в частности раскрывает вопросы оплаты родителями (законными представителями) присмотра и ухода за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях. Рассмотрим в статье, изменился ли порядок внесения родительской платы.

Возможность взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрена в ст. 65 Закона N 273-ФЗ. В соответствии с данной статьей дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. За названный вид государственных (муниципальных) услуг учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер. К его же компетенции относятся право и порядок снижения размера родительской платы или освобождения от нее отдельных категорий родителей (законных представителей).
Как видим, ограничение максимального размера взимаемой родительской платы за присмотр и уход за детьми федеральным законодательством не предусмотрено.
Некоторые разъяснения по этому вопросу дало Минобрнауки России в своем Письме от 24.04.2013 N ДЛ-101/08.
Законом N 273-ФЗ разделены функции предоставления бесплатного и общедоступного дошкольного образования и осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пп. 3 и 6 п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в данных образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей соответствующих организаций (пп. 5 п. 1 ст. 8 и пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по существу являются деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).
Следовательно, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (на присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. При этом Минобрнауки ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П, в котором подтверждена такая позиция.
С учетом вышесказанного учредитель устанавливает размер платы за присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Под присмотром и уходом за детьми в Законе N 273-ФЗ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона N 273-ФЗ). Присмотр и уход за детьми осуществляются образовательными организациями на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
В родительскую плату не могут включаться расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям субъектов РФ. На данные цели местным бюджетам предоставляются субвенции, которые включают в себя расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ (пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что согласно Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, что предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. В силу Закона N 273-ФЗ такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:
- установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации вводить плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (п. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ);
- при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (п. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ);
- установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (п. 3 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация. Ее размер устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ, но он должен составлять не менее 20% среднего размера родительской платы в данном субъекте на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера этой платы на третьего ребенка и последующих детей. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (п. 5 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
Порядок обращения за вышеназванной компенсацией и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Так, например, Постановлением Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 N 151 утверждено Положение об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области (далее - Положение). В соответствии с ним в названном субъекте РФ плата за содержание детей в дошкольных учреждениях снижается на 50% от установленной родительской платы:
- с родителей (законных представителей), состоящих на учете в органах социальной защиты населения и имеющих среднедушевой доход ниже 50% величины прожиточного минимума на душу населения, установленной правительством Нижегородской области;
- с родителей (законных представителей), у которых двое и более детей посещают дошкольные учреждения;
- с родителей (законных представителей), являющихся инвалидами I и II групп;
- с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
Родители (законные представители) детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом и психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных образовательных учреждениях, освобождаются от оплаты за содержание детей в дошкольных учреждениях на основании вышеназванного Постановления.
Для установления льготной родительской платы согласно п. 3.3 Положения один из родителей (законных представителей) ребенка должен подать в дошкольное учреждение письменное заявление со следующими документами: паспортом, свидетельством о рождении ребенка, а также документами, подтверждающие право на льготу:
- для детей из малоимущих семей, имеющих среднедушевой доход ниже 50% величины прожиточного минимума на душу населения, установленной правительством Нижегородской области, - справку из органов социальной защиты населения по месту жительства о размере среднедушевого дохода семьи;
- для детей из многодетных семей - удостоверение многодетной матери (многодетной семьи) установленного образца;
- для родителей (законных представителей), у которых двое или более детей посещают дошкольные учреждения (при условии посещения детьми разных дошкольных учреждений), - справку из дошкольного учреждения, подтверждающую содержание ребенка в дошкольном учреждении;
- для родителей (законных представителей), один из которых является инвалидом I или II группы, - справку установленного образца, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Право на эту льготу родители должны ежегодно подтверждать.
Для реализации указанных мер поддержки органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредителям образовательных организаций следует принять правовые акты, определяющие категории родителей (законных представителей), для которых с 1 сентября 2013 г. размер родительской платы будет снижен либо которые будут освобождены от родительской платы.
Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется установить с названной даты средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, и утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы и порядок ее выплаты.
При этом учредителям государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо будет также предусмотреть средства на возмещение затрат образовательной организации на осуществление присмотра и ухода за детьми.
Следует обратить внимание, что субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки и для семей, имеющих детей, и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (на основании ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").